Выше были рассмотрены некоторые функции форзаца, связанные с производством переплета. Однако форзац может быть использован и как изобразительная площадь: с одной стороны — для украшения книги, с другой — для создания связи Между оформлением крышек и элементами оформления книжного блока, наконец — как продолжение оформления переплета для тематического раскрытии содержания или создания определенных ассоциаций, связанных либо с фамилией автора, либо с названием произведения, либо с отдельными деталями содержания.
Выше были рассмотрены некоторые функции форзаца, связанные с производством переплета. Однако форзац может быть использован и как изобразительная площадь: с одной стороны — для украшения книги, с другой — для создания связи Между оформлением крышек и элементами оформления книжного блока, наконец — как продолжение оформления переплета для тематического раскрытии содержания или создания определенных ассоциаций, связанных либо с фамилией автора, либо с названием произведения, либо с отдельными деталями содержания.
Нужно заметить, что в практике нашей издательской работы не дооценивается значение форзаца и потому очень часто встречаются издания, в которых форзацем служит белая печатная бумага установленной стандартом плотности. Между тем форзац хотя бы даже по цвету должен быть увязан и с расцветкой материалов крышки и с цветом тиснения Поэтому крайне нелепо выглядит издание в яркооранжевом коленкоре с вишневым и черным тиснением на нем и с белым форзацем, после которого на титуле и иа шмуцтитулах применяется красная краска. Применение белого форзаца нужно считать допустимым лишь в ограниченном числе случаев, когда белый цвет увязывается и с материалами крышки и тиснения и со всем оформлением издания; однако и в этом случае желательно, чтобы форзац по плотности или по фактуре отличался от текстовой бумаги Целесообразнее же вообще говоря применять не белую бумагу, а с легким оттенком, например бледножелтую или бледнопалевую
Другой вид форзаца, едва ли намного более удачный,—применение цветной обложечной бумаги. И в данном случае площадь фор-оаца никак не используется. Применение форзаца из обложечной бумаги требует цветовой его увязки с материалами переплета или с тиснением путем создания менее контрастных или более контраст-ных цветовых соотношений. Следует при этом избегать полной однотонности материала переплета и форзаца, что может имен, место в составных переплетах (например, № 5) или цельнобумажны\\
переплетах, когда одна и та же обложечная бумага может быть применена и для крышек и для форзаца.
Значительно лучший эффект дают форзацы, специально подготовленные для группы изданий или для отдельных индивидуальных изданий. Простейший способ получения таких форзацев—сплошная окраска белой или обложечной (нежелательно из-за цветного оборота) бумаги литографским способом — не может быть признан удовлетворительным во всех случаях, так как отличается от применения обложечной бумаги только тем, что при окраске имеется возможность подобрать цвет в увязке с материалами крышки.
Нужно заметить, что в практике нашей издательской работы не дооценивается значение форзаца и потому очень часто встречаются издания, в которых форзацем служит белая печатная бумага установленной стандартом плотности. Между тем форзац хотя бы даже по цвету должен быть увязан и с расцветкой материалов крышки и с цветом тиснения Поэтому крайне нелепо выглядит издание в яркооранжевом коленкоре с вишневым и черным тиснением на нем и с белым форзацем, после которого на титуле и иа шмуцтитулах применяется красная краска. Применение белого форзаца нужно считать допустимым лишь в ограниченном числе случаев, когда белый цвет увязывается и с материалами крышки и тиснения и со всем оформлением издания; однако и в этом случае желательно, чтобы форзац по плотности или по фактуре отличался от текстовой бумаги Целесообразнее же вообще говоря применять не белую бумагу, а с легким оттенком, например бледножелтую или бледнопалевую
Другой вид форзаца, едва ли намного более удачный,—применение цветной обложечной бумаги. И в данном случае площадь фор-оаца никак не используется. Применение форзаца из обложечной бумаги требует цветовой его увязки с материалами переплета или с тиснением путем создания менее контрастных или более контраст-ных цветовых соотношений. Следует при этом избегать полной однотонности материала переплета и форзаца, что может имен, место в составных переплетах (например, № 5) или цельнобумажны\\
переплетах, когда одна и та же обложечная бумага может быть применена и для крышек и для форзаца.
Значительно лучший эффект дают форзацы, специально подготовленные для группы изданий или для отдельных индивидуальных изданий. Простейший способ получения таких форзацев—сплошная окраска белой или обложечной (нежелательно из-за цветного оборота) бумаги литографским способом — не может быть признан удовлетворительным во всех случаях, так как отличается от применения обложечной бумаги только тем, что при окраске имеется возможность подобрать цвет в увязке с материалами крышки.
Рис. 138. Образцы беспредметных форзацев:
а, б — форзац в 2 краски на цветной обложечной бумаге (плоская печать), в— в одну краску (глубокая печать), г — форзац в 2 краски на белой бумаге (плоская печать).
а, б — форзац в 2 краски на цветной обложечной бумаге (плоская печать), в— в одну краску (глубокая печать), г — форзац в 2 краски на белой бумаге (плоская печать).
Рис. 139. Тематический форзац полного собрания сочинений В. И. Ленина, 3-го издания (плоская печать):
а —начальный форзап, б —конечный форзац.
Другим способом является нанесение какого-либо беспредметного узора (способами плоской или глубокой печати) на печатною или обложечную (менее желательно) бумагу (рис 138) Этот способ может быть использован для заготовки форзаца на целый ряд изданий, так сказать «впрок», причем при печати имеется возможность изменения цвете печатной краски, с тем чтобы разнообразить расцветку форзаца раз-ных изданий и облегчит, подбор форзацев и материалов крышек.
Рис. 140 Тематический форзац на белой бумаге в 3 краски (плоская печать)
Сюжет — виноградные листья
Сюжет — виноградные листья
К этой же группе форзацев нужно отнести так называемые мраморированные форзацы, которые в условиях современной полиграфической техники могут быть осуществлены печатью в одну-две краски с пло-ских или глубоких форм
Такого рода форзацы можно было бы назвать беспредметными — групповыми или серийными.
Возможны и индивидуальные беспредметные форзацы, их изготов-ление в общих чертах ничем не отличается от упомянутого выше;
существо дела лишь в том, что при таком приеме изготовлении индивидуального форзаца имеется возможность добиться увязки в pасцветке материалов, в графическом оформлении крышки, форзаца и издания.
Наконец, нужно упомянуть о форзацах (рис 139), имеющих либо кои кретиую орнаментику, либо рисунок или монтаж, связывающие форзац с содержанием издания, с представлением об авторе и т п Такой форзац, назовем его условно тематическим, обычно выполняется способом плоской печати в одну-две, реже — в три краски Само собой понятно, что индивидуальный сюжетный форзац является наилучшей формой, так как способствует раскрытию содержания издания или возникновению определенных ассоциаций, связанных с изданием. Вместе с тем такой форзац представляет возможности наиболее тесной цветовой и графической увязки всех элементов издания вплоть до изобразительной манеры в рисунках или орнаменте Не нужно впрочем- считать, что каждое издание требует сюжетного форзаца Нет нужды доказывать, что в учебниках, большинстве научных, спра-вочно-инфорчационных, производственно-инструктивных, агитмассовых изданий сюжетный форзац будет представлять трудно разрешимую графически задачу и, пожалуй, будет неуместен. Сюжетный форзац может и должен найти применение в изданиях классиков, в собраниях сочинений, в юбилейных изданиях, в художественной литературе п в ограниченном числе других случаев
Замечания, сделанные в отношении форзаца, следует pacnpocipa нить на подбор расцветки каптала и цвет закраски обреза И каптал и расцветку по закраске обреза следует подбирать в цветах, близких к основным материалам переплета (ткань, бумага), форзаца, хотя быть может и отличающихся по тональности (более светлых или более темных)
Аналогичные замечания могут быть сделаны и в отношении ленточки-закладки
В заключение нужно отметить, что при решении комплекса во-просов, связанных с оформлением переплета, необходимо иметь в виду, чю переплет является одним из элементов книги и потому для дости жения единства и цельности оформления всего издания желательно (а иногда и необходимо) соблюдение общих принципов оформления (оформление текста, иллюстрации и т. д ) в оформлении переплета Процесс подготовки переплета к производству имеет некоторые особенности и потому мы вкратце остановимся на них Как упоминалось выше, при заказе переплета художнику, он должен быть поставлен в известность относительно разновидности переплета, воз-можных к использованию материалов, размеров крышки (точно или с большим приближением в части толщины издания) Сверх этого художник должен быть ознакомлен, так же как и при заказе обложки, с содержанием издания Далее, должны быть даны исчерпывающие сведения относительно количества красок и прогонов ьри печати на сторонках, корешке, относительно характера и вида форзаца.
При приеме заказа, помимо оценки чисто графической стропы рисунка художника, должны быть проконтролированы размеры всех элементов заказа. При этом целесообразно размеры форзаца увеличивать против требуемых стандартом на 3—4 мм в обоих направлениях с учетом возможности двукратного обреза.
Для форм переплетного тиснения изготовляются по большей части медные, реже железные или стальные штампы, а иногда (при малых тиражах — 2—3 тыс.) цинковые клише, с которых снимаются матрицы и изготовляются никелированные гартовые стереотипы (и расчета один комплект стереотипа на 250—350 экз.).
Штампы должны иметь высокое очко — на 3,5—4,5 мм выше непечатающих элементов, а цинковые клише должны быть глубоко травленными. По установлении точного объема издания заказывается пробная крышка, для изготовления которой из бумаги издания делается макетный книжный блок в точном объеме книги. Этот макетный экземпляр служит для утверждения обрезки и элементов обработки книжного блока, а экземпляр крышки—для утверждения ее изготовления и печати на ней; все дополнительные указания делаются на макетном экземпляре крышки и блока.
Возможны и индивидуальные беспредметные форзацы, их изготов-ление в общих чертах ничем не отличается от упомянутого выше;
существо дела лишь в том, что при таком приеме изготовлении индивидуального форзаца имеется возможность добиться увязки в pасцветке материалов, в графическом оформлении крышки, форзаца и издания.
Наконец, нужно упомянуть о форзацах (рис 139), имеющих либо кои кретиую орнаментику, либо рисунок или монтаж, связывающие форзац с содержанием издания, с представлением об авторе и т п Такой форзац, назовем его условно тематическим, обычно выполняется способом плоской печати в одну-две, реже — в три краски Само собой понятно, что индивидуальный сюжетный форзац является наилучшей формой, так как способствует раскрытию содержания издания или возникновению определенных ассоциаций, связанных с изданием. Вместе с тем такой форзац представляет возможности наиболее тесной цветовой и графической увязки всех элементов издания вплоть до изобразительной манеры в рисунках или орнаменте Не нужно впрочем- считать, что каждое издание требует сюжетного форзаца Нет нужды доказывать, что в учебниках, большинстве научных, спра-вочно-инфорчационных, производственно-инструктивных, агитмассовых изданий сюжетный форзац будет представлять трудно разрешимую графически задачу и, пожалуй, будет неуместен. Сюжетный форзац может и должен найти применение в изданиях классиков, в собраниях сочинений, в юбилейных изданиях, в художественной литературе п в ограниченном числе других случаев
Замечания, сделанные в отношении форзаца, следует pacnpocipa нить на подбор расцветки каптала и цвет закраски обреза И каптал и расцветку по закраске обреза следует подбирать в цветах, близких к основным материалам переплета (ткань, бумага), форзаца, хотя быть может и отличающихся по тональности (более светлых или более темных)
Аналогичные замечания могут быть сделаны и в отношении ленточки-закладки
В заключение нужно отметить, что при решении комплекса во-просов, связанных с оформлением переплета, необходимо иметь в виду, чю переплет является одним из элементов книги и потому для дости жения единства и цельности оформления всего издания желательно (а иногда и необходимо) соблюдение общих принципов оформления (оформление текста, иллюстрации и т. д ) в оформлении переплета Процесс подготовки переплета к производству имеет некоторые особенности и потому мы вкратце остановимся на них Как упоминалось выше, при заказе переплета художнику, он должен быть поставлен в известность относительно разновидности переплета, воз-можных к использованию материалов, размеров крышки (точно или с большим приближением в части толщины издания) Сверх этого художник должен быть ознакомлен, так же как и при заказе обложки, с содержанием издания Далее, должны быть даны исчерпывающие сведения относительно количества красок и прогонов ьри печати на сторонках, корешке, относительно характера и вида форзаца.
При приеме заказа, помимо оценки чисто графической стропы рисунка художника, должны быть проконтролированы размеры всех элементов заказа. При этом целесообразно размеры форзаца увеличивать против требуемых стандартом на 3—4 мм в обоих направлениях с учетом возможности двукратного обреза.
Для форм переплетного тиснения изготовляются по большей части медные, реже железные или стальные штампы, а иногда (при малых тиражах — 2—3 тыс.) цинковые клише, с которых снимаются матрицы и изготовляются никелированные гартовые стереотипы (и расчета один комплект стереотипа на 250—350 экз.).
Штампы должны иметь высокое очко — на 3,5—4,5 мм выше непечатающих элементов, а цинковые клише должны быть глубоко травленными. По установлении точного объема издания заказывается пробная крышка, для изготовления которой из бумаги издания делается макетный книжный блок в точном объеме книги. Этот макетный экземпляр служит для утверждения обрезки и элементов обработки книжного блока, а экземпляр крышки—для утверждения ее изготовления и печати на ней; все дополнительные указания делаются на макетном экземпляре крышки и блока.