Обложка выполняет двоякую функцию во первых, она яаляется защитой книжного блока от внешних воздействий, во-вторых, она является в большинстве случаев первым элементом издания, с которым знако-мится читатель в витриной книжного магазина, биб
лиотеки на прилавке и даже получив книгу на руки Поэтому обложка должна с максимальной ла коничностью рассказать читателю о книге; потребитель должен составить общее представление о содержании книги, не только прочитав, но и увидев обложку Если титул по преимуществу читают, то обложку скорее рассматри вают, нежели читают
лиотеки на прилавке и даже получив книгу на руки Поэтому обложка должна с максимальной ла коничностью рассказать читателю о книге; потребитель должен составить общее представление о содержании книги, не только прочитав, но и увидев обложку Если титул по преимуществу читают, то обложку скорее рассматри вают, нежели читают
Обложка выполняет двоякую функцию во первых, она яаляется защитой книжного блока от внешних воздействий, во-вторых, она является в большинстве случаев первым элементом издания, с которым знако-мится читатель в витриной книжного магазина, биб
лиотеки на прилавке и даже получив книгу на руки Поэтому обложка должна с максимальной ла коничностью рассказать читателю о книге; потребитель должен составить общее представление о содержании книги, не только прочитав, но и увидев обложку Если титул по преимуществу читают, то обложку скорее рассматри вают, нежели читают
Таким образом, обложка должна выполнять, с одной строны, защитную роль, а с другой — в большей или меньшей степени способствовать возникно вению представлений о со держании книги Эта по следняя задача осуще ствляется различными способами, всецело связан ными с типом книги Так обложка научной монографии, допустим, по вопросу о тригонометрических рядах, пользуется почти исключительно шриф товыми приемами без привлечения линеек или с минимальным их использованием; выразительными средствами являются подбор шриф-тов и группировка текста, это будет достаточным для читателя данной квалификации, чтобы узнать нужную книгу Использова ние каких-либо дополнительных графических приемов (вторая краска, линейки, плашки, орнамент, рисунок) возможно не облегчило бы выявление темы книги, а, наоборот, усложнило бы его Другой пример: публикация, допустим, памятников изобразительного искусства также ориентирована на читателей высокой квалификации, однако здесь самый материал издания позволяет к чисто шрифтовым приемам добавить еще два выразительных средства — цвет и орнамент само собой понятно, что центр тяжести всей передачи темы лежит все-таки на шрифтовой части обложки, орнамент же и цвет выполняют подсобные функции, создавая дополнительные ассоциации. Несколько иначе обстоит дело с производственно-технической литературой. Если в изданиях, ориентированных на читателя высокой квалификации, в обложке центр тяжести переносится на текстовую ее часть, орнамент же по большей части схематичен, го в обложках, ориентированных на читателя средней ква-тификации, устанавливается своего рода равновесие между шрифтовой и графической частями обложки (рис. 99); наконец, в обложках, ориентированных на малоквалифицированного читателя, обычно доминирующим элементом является рисунок: читатель воспринимает, в первую очередь, изображение, а затем усваивает текстовую часть. Таким образом, в производственно-технической литературе графическая часть обложки для читателя высокой квалификации обычно носит характер схематичного орнамента; для читателя средней квалификации—это рисунок более или менее схематичный, увязанный с шрифтовой частью; для читателя невысокой квалификации — выразительный рисунок, преобладающий над прочими элементами.
В обложках учебных изданий точно так же графическая часть очень развита в букварях, книгах для чтения, т. е. в изданиях, предназначенных для начинающего читателя; по мере повышения квалификации чцтателя графическая часть схематизируется, а затем устраняется совсем.
В агитпропмассовых изданиях характер обложки в значительной степени зависит от содержания издания Так, массовые издания, воспроизводящие текст документов, снабжаются по преимуществу только шрифтовой обложкой, издания же агитационного характера, издания, посвящаемые различным кампаниям, наоборот, снабжаются обложкой с широким применением графических элементов — рисунком, композицией из нескольких рисунков, фотомонтажом
Обложки изданий художественной литературы в значительной степени насыщены графическими элементами При этом следует иметь в виду, что если в серийных изданиях обложка носит типизированный характер с услов-ным, схематическим орнаментом, рамкой, то в изданиях внесерий-ных обложка представляет собой сложную композицию шрифта и рисунка с использованием обычно двух красок, а в детской литературе до трех-четырех
Предшествующее изложение посвящено общей характеристике обложек независимо от того, используются ли они по прямому назначению — как обложки —или же их применяют для крытья сторонок переплета Вопросы, связанные специально с композицией переплетов, будут рассмотрены ниже
лиотеки на прилавке и даже получив книгу на руки Поэтому обложка должна с максимальной ла коничностью рассказать читателю о книге; потребитель должен составить общее представление о содержании книги, не только прочитав, но и увидев обложку Если титул по преимуществу читают, то обложку скорее рассматри вают, нежели читают
Таким образом, обложка должна выполнять, с одной строны, защитную роль, а с другой — в большей или меньшей степени способствовать возникно вению представлений о со держании книги Эта по следняя задача осуще ствляется различными способами, всецело связан ными с типом книги Так обложка научной монографии, допустим, по вопросу о тригонометрических рядах, пользуется почти исключительно шриф товыми приемами без привлечения линеек или с минимальным их использованием; выразительными средствами являются подбор шриф-тов и группировка текста, это будет достаточным для читателя данной квалификации, чтобы узнать нужную книгу Использова ние каких-либо дополнительных графических приемов (вторая краска, линейки, плашки, орнамент, рисунок) возможно не облегчило бы выявление темы книги, а, наоборот, усложнило бы его Другой пример: публикация, допустим, памятников изобразительного искусства также ориентирована на читателей высокой квалификации, однако здесь самый материал издания позволяет к чисто шрифтовым приемам добавить еще два выразительных средства — цвет и орнамент само собой понятно, что центр тяжести всей передачи темы лежит все-таки на шрифтовой части обложки, орнамент же и цвет выполняют подсобные функции, создавая дополнительные ассоциации. Несколько иначе обстоит дело с производственно-технической литературой. Если в изданиях, ориентированных на читателя высокой квалификации, в обложке центр тяжести переносится на текстовую ее часть, орнамент же по большей части схематичен, го в обложках, ориентированных на читателя средней ква-тификации, устанавливается своего рода равновесие между шрифтовой и графической частями обложки (рис. 99); наконец, в обложках, ориентированных на малоквалифицированного читателя, обычно доминирующим элементом является рисунок: читатель воспринимает, в первую очередь, изображение, а затем усваивает текстовую часть. Таким образом, в производственно-технической литературе графическая часть обложки для читателя высокой квалификации обычно носит характер схематичного орнамента; для читателя средней квалификации—это рисунок более или менее схематичный, увязанный с шрифтовой частью; для читателя невысокой квалификации — выразительный рисунок, преобладающий над прочими элементами.
В обложках учебных изданий точно так же графическая часть очень развита в букварях, книгах для чтения, т. е. в изданиях, предназначенных для начинающего читателя; по мере повышения квалификации чцтателя графическая часть схематизируется, а затем устраняется совсем.
В агитпропмассовых изданиях характер обложки в значительной степени зависит от содержания издания Так, массовые издания, воспроизводящие текст документов, снабжаются по преимуществу только шрифтовой обложкой, издания же агитационного характера, издания, посвящаемые различным кампаниям, наоборот, снабжаются обложкой с широким применением графических элементов — рисунком, композицией из нескольких рисунков, фотомонтажом
Обложки изданий художественной литературы в значительной степени насыщены графическими элементами При этом следует иметь в виду, что если в серийных изданиях обложка носит типизированный характер с услов-ным, схематическим орнаментом, рамкой, то в изданиях внесерий-ных обложка представляет собой сложную композицию шрифта и рисунка с использованием обычно двух красок, а в детской литературе до трех-четырех
Предшествующее изложение посвящено общей характеристике обложек независимо от того, используются ли они по прямому назначению — как обложки —или же их применяют для крытья сторонок переплета Вопросы, связанные специально с композицией переплетов, будут рассмотрены ниже