Шрифты для титулов применяются как светлые, так и полужирные. В отношении рисунка шрифта применяются наборные шрифты почти всех рисунков в пределах ОСТ 1337.
Размеры шрифта для основных частей титула зависят: 1) от формата издания, 2) от текстовой насыщенности титула, 3) от удельного веса отдельных частей заглавия книги. Так, заголовок «ЦИРК» будет набран более крупным кеглем, чем заголовок «Бактериологическая характеристика соли, отработанной при консервировке кожсырья, и опыт ее регенерации», хотя бы форматы этих книг и быт одинаковыми. Естественно, что уменьшение формата книги повлечет за собой снижение кегля, и наоборот.
Размеры шрифта для основных частей титула зависят: 1) от формата издания, 2) от текстовой насыщенности титула, 3) от удельного веса отдельных частей заглавия книги. Так, заголовок «ЦИРК» будет набран более крупным кеглем, чем заголовок «Бактериологическая характеристика соли, отработанной при консервировке кожсырья, и опыт ее регенерации», хотя бы форматы этих книг и быт одинаковыми. Естественно, что уменьшение формата книги повлечет за собой снижение кегля, и наоборот.
Шрифты для титулов применяются как светлые, так и полужирные. В отношении рисунка шрифта применяются наборные шрифты почти всех рисунков в пределах ОСТ 1337.
Размеры шрифта для основных частей титула зависят: 1) от формата издания, 2) от текстовой насыщенности титула, 3) от удельного веса отдельных частей заглавия книги. Так, заголовок «ЦИРК» будет набран более крупным кеглем, чем заголовок «Бактериологическая характеристика соли, отработанной при консервировке кожсырья, и опыт ее регенерации», хотя бы форматы этих книг и быт одинаковыми. Естественно, что уменьшение формата книги повлечет за собой снижение кегля, и наоборот.
Что касается формата титула, то было бы неправильным определять его, исходя лишь из геометрических размеров площади, занятой набором. Формат титула определяется также его печатающими элементами, площадью, простирающейся от верхней до нижней строки титула и от левой и правой границ титульного текста Обычная ошибка оформителей— это усыновление формата титула не по его печатающим эле-ментам, а по металлу (включая пробельные материалы). При этом условии нередко полоса преобретает удлиненный вид либо, наоборот, раздается в ширину, если данная ширина не соответствует длине полосы
Дтя основных частей титула применяются шрифты не ниже кг. 10-го прописного Шрифты крупнее 12-го кегля («титульные» шрифты) используются как в строчном, так и в прописном начертании. Кроме того, используется не только прямой шрифт, но и курсив.
Помимо шрифта, для оформления титула могут применяться на-борный орнамент и линейки (например, для оформления титула рамкой и т. д ).
При печатании титула в две или более красок для основных частей комбинированною или наборного титула следует использовать либо полужирные шрифты, либо светлые крупных кеглей; при обычной печати черной краской — по преимуществу светлые шрифты. Иногда при одноцветной печати используются и полужирные и светлые шрифты: для основных, наиболее ударных строк титула — полужирный, для остальных частей титула — светлый шрифт. Эти указания должны быть учтены оформителем и при подготовке рисова-ного титула или рисованого шрифта в комбинированном титуле.
Выбор шрифта (или рисунка шрифта) находится в прямой зави симостн от общего плана оформления издания (см ниже) и в частности— от шрифтового оформления издания
Выключка строк титула может быть самой разнообразной Любая строка или группа строк титула может занимать любое положение в пределах заданного формата полосы
Строки титула могут выключаться на середину формата возможна асимметричная выключка строк, т е. в правый или в левый край применяется выключка и с различными отступами Применение этих принципов видно из помещенных здесь рисунков
При применении тех или иных приемов выключки строк необходимо добиваться такого построения титула, чтобы не было эклектически соединено «несоединимое», чтобы был применен какой-то определенный (по замыслу и по техническому выполнению) прием расположения строк. Выключка строк титула должна быть так же осмысленна, как и построение всякого другого элемента оформления издании
Следует помнить также о необходимости соблюдения соответствия (графического и логического) титула и обложки. Нередки случаи, когда на титуле акцентированы одни элементы текста, а на обложке — другие Надо также помнить о недопустимости графической перегрузки титула.
В связи с рассмотрением вопроса о шрифте следует подчеркнуть, что между шрифтовым оформлением издания в целом и шрифтовым оформлением титула должна быть определенная связь. Поскольку титул является неотъемлемой частью издания, постольку оформление титула должно соответствовать оформлению издания в целом. Так, например, шрифтовое оформление титула должно в значительной мере находиться в соответствии со шрифтовым оформлением издания в целом (основной шрифт и рубрикационные шрифты). Если издание, например, набрано латинским, а рубрикация дана латинским полужирным и светлым, то, очевидно, в этом случае возможно использование этих шрифтов и для титула. Возможно использование и других шрифтов, которые хорошо сочетаются с латинским (например, брусковые шрифты).
При подготовке рисованого шрифта должны быть также учтены стилевые особенности шрифтового оформления издания. Нелепо и неоправданно выглядит, например, титул, набранный обыкновенным шрифтом, при наборе книги, например, латинской гарнитурой.
При выборе шрифта для титула можно ориентироваться не только на текстовой шрифт, а (как указывалось выше) и на рубрикационные шрифты. Так, например, при наборе книги обыкновенным шрифтом, а рубрик — брусковыми шрифтами возможно набрать титул, частично или полностью, одним из гротесков. Если в издании применен не вполне обычный прием — при текстовом шрифте латинском рубрикация набрана английским или альдине, то возможно применение на титуле указанного рубрикациониого шрифта.
При выключке строк титула надо также учесть общий характер оформления всего издания в целом. Так, необходимо учесть характер выключки рубрикации, надтабличных заголовков, особенности заверстки колонтитула и колонцифр и т. д. Необходимо, чтобы и в этом случае между оформлением титула и оформлением издания в целом было установлено соответствие.
Едва ли, за редким исключением, при выключке всех элементов издания на середину формата (в красную строку) будет оправданной выключка строк титула в левый или в правый край, с отступами и т. д. Едва ли в подавляющем большинстве случаев будет оправданным построение титула с выключкой на середину формата при выключке всех остальных элементов издания по совершенно иному принципу.
Возможно, что в отдельных случаях контраст в построении титула будет оправдан какими-то особенностями издания, но в большинстве случаев необходимо добиваться стилевого соответствия между оформлением титула и всего издания в целом.
Следует остановиться на вопросе об оформлении титульных элементов, выносимых на шмуцтитул, помещенный первой страницей книги («выходной лист»). Обычно внешний шмуцтитул вводится в издание в тех случаях, когда имеется контртитул (который оформляется аналогично титулу) и когда, следовательно, титульные элементы располагаются на второй н третьей полосах. Кроме того, иногда внешний шмуцтитул дается и при наличии ординарного титула; в этом случае он является элементом, украшающим книгу.
Для этого шмуцтитула, который является технической неизбежностью, в распоряжении, издательства часто нет подходящих текстов или специальных виньеток и т. п.; издательства иногда помещают на внешнем шмуцтитуле издательскую марку.
Внешний шмуцтитул, так же как и титул, является одной из ударных страниц издания. Независимо от того, является ли шмуцтитул технически неизбежным или он сознательно вводится в издание, оформление его должно быть выполнено весьма тщательно. На внешний шмуцтитул рекомендуется помещать или краткое название книги, или эпиграф, или лозунг, характеризующий данное издание. Внешний шмуцтитул может содержать орнамент или рисунок, тематически связанный с изданием; может быть введен один рисунок без текста.
Размеры шрифта для основных частей титула зависят: 1) от формата издания, 2) от текстовой насыщенности титула, 3) от удельного веса отдельных частей заглавия книги. Так, заголовок «ЦИРК» будет набран более крупным кеглем, чем заголовок «Бактериологическая характеристика соли, отработанной при консервировке кожсырья, и опыт ее регенерации», хотя бы форматы этих книг и быт одинаковыми. Естественно, что уменьшение формата книги повлечет за собой снижение кегля, и наоборот.
Что касается формата титула, то было бы неправильным определять его, исходя лишь из геометрических размеров площади, занятой набором. Формат титула определяется также его печатающими элементами, площадью, простирающейся от верхней до нижней строки титула и от левой и правой границ титульного текста Обычная ошибка оформителей— это усыновление формата титула не по его печатающим эле-ментам, а по металлу (включая пробельные материалы). При этом условии нередко полоса преобретает удлиненный вид либо, наоборот, раздается в ширину, если данная ширина не соответствует длине полосы
Дтя основных частей титула применяются шрифты не ниже кг. 10-го прописного Шрифты крупнее 12-го кегля («титульные» шрифты) используются как в строчном, так и в прописном начертании. Кроме того, используется не только прямой шрифт, но и курсив.
Помимо шрифта, для оформления титула могут применяться на-борный орнамент и линейки (например, для оформления титула рамкой и т. д ).
При печатании титула в две или более красок для основных частей комбинированною или наборного титула следует использовать либо полужирные шрифты, либо светлые крупных кеглей; при обычной печати черной краской — по преимуществу светлые шрифты. Иногда при одноцветной печати используются и полужирные и светлые шрифты: для основных, наиболее ударных строк титула — полужирный, для остальных частей титула — светлый шрифт. Эти указания должны быть учтены оформителем и при подготовке рисова-ного титула или рисованого шрифта в комбинированном титуле.
Выбор шрифта (или рисунка шрифта) находится в прямой зави симостн от общего плана оформления издания (см ниже) и в частности— от шрифтового оформления издания
Выключка строк титула может быть самой разнообразной Любая строка или группа строк титула может занимать любое положение в пределах заданного формата полосы
Строки титула могут выключаться на середину формата возможна асимметричная выключка строк, т е. в правый или в левый край применяется выключка и с различными отступами Применение этих принципов видно из помещенных здесь рисунков
При применении тех или иных приемов выключки строк необходимо добиваться такого построения титула, чтобы не было эклектически соединено «несоединимое», чтобы был применен какой-то определенный (по замыслу и по техническому выполнению) прием расположения строк. Выключка строк титула должна быть так же осмысленна, как и построение всякого другого элемента оформления издании
Следует помнить также о необходимости соблюдения соответствия (графического и логического) титула и обложки. Нередки случаи, когда на титуле акцентированы одни элементы текста, а на обложке — другие Надо также помнить о недопустимости графической перегрузки титула.
В связи с рассмотрением вопроса о шрифте следует подчеркнуть, что между шрифтовым оформлением издания в целом и шрифтовым оформлением титула должна быть определенная связь. Поскольку титул является неотъемлемой частью издания, постольку оформление титула должно соответствовать оформлению издания в целом. Так, например, шрифтовое оформление титула должно в значительной мере находиться в соответствии со шрифтовым оформлением издания в целом (основной шрифт и рубрикационные шрифты). Если издание, например, набрано латинским, а рубрикация дана латинским полужирным и светлым, то, очевидно, в этом случае возможно использование этих шрифтов и для титула. Возможно использование и других шрифтов, которые хорошо сочетаются с латинским (например, брусковые шрифты).
При подготовке рисованого шрифта должны быть также учтены стилевые особенности шрифтового оформления издания. Нелепо и неоправданно выглядит, например, титул, набранный обыкновенным шрифтом, при наборе книги, например, латинской гарнитурой.
При выборе шрифта для титула можно ориентироваться не только на текстовой шрифт, а (как указывалось выше) и на рубрикационные шрифты. Так, например, при наборе книги обыкновенным шрифтом, а рубрик — брусковыми шрифтами возможно набрать титул, частично или полностью, одним из гротесков. Если в издании применен не вполне обычный прием — при текстовом шрифте латинском рубрикация набрана английским или альдине, то возможно применение на титуле указанного рубрикациониого шрифта.
При выключке строк титула надо также учесть общий характер оформления всего издания в целом. Так, необходимо учесть характер выключки рубрикации, надтабличных заголовков, особенности заверстки колонтитула и колонцифр и т. д. Необходимо, чтобы и в этом случае между оформлением титула и оформлением издания в целом было установлено соответствие.
Едва ли, за редким исключением, при выключке всех элементов издания на середину формата (в красную строку) будет оправданной выключка строк титула в левый или в правый край, с отступами и т. д. Едва ли в подавляющем большинстве случаев будет оправданным построение титула с выключкой на середину формата при выключке всех остальных элементов издания по совершенно иному принципу.
Возможно, что в отдельных случаях контраст в построении титула будет оправдан какими-то особенностями издания, но в большинстве случаев необходимо добиваться стилевого соответствия между оформлением титула и всего издания в целом.
Следует остановиться на вопросе об оформлении титульных элементов, выносимых на шмуцтитул, помещенный первой страницей книги («выходной лист»). Обычно внешний шмуцтитул вводится в издание в тех случаях, когда имеется контртитул (который оформляется аналогично титулу) и когда, следовательно, титульные элементы располагаются на второй н третьей полосах. Кроме того, иногда внешний шмуцтитул дается и при наличии ординарного титула; в этом случае он является элементом, украшающим книгу.
Для этого шмуцтитула, который является технической неизбежностью, в распоряжении, издательства часто нет подходящих текстов или специальных виньеток и т. п.; издательства иногда помещают на внешнем шмуцтитуле издательскую марку.
Внешний шмуцтитул, так же как и титул, является одной из ударных страниц издания. Независимо от того, является ли шмуцтитул технически неизбежным или он сознательно вводится в издание, оформление его должно быть выполнено весьма тщательно. На внешний шмуцтитул рекомендуется помещать или краткое название книги, или эпиграф, или лозунг, характеризующий данное издание. Внешний шмуцтитул может содержать орнамент или рисунок, тематически связанный с изданием; может быть введен один рисунок без текста.