Полоса с клише, идущими в разрез. Этот прием — наиболее просюй случай оформления полосы с рисунками—имеет место при верстке клише в разрез. Помещение рисунков в разрез полосы, как указывалось выше, производится в тех случаях, когда рисунок либо равен формату набора, либо несколько меньше его.
Полоса с клише, идущими в разрез. Этот прием — наиболее просюй случай оформления полосы с рисунками—имеет место при верстке клише в разрез. Помещение рисунков в разрез полосы, как указывалось выше, производится в тех случаях, когда рисунок либо равен формату набора, либо несколько меньше его.
Наиболее правильным следует считать то положение, когда клише, заверстываемое в разрез, абсолютно соответствует формату набора При тщательной работе над графическим материалом в большинстве случаев можно добиться этого, не прибегая даже к линейным уменьшениям. Следует признать недопустимым превышение формата клише в отношении ширины полосы и выход клише в корешковое и боковое поля Если явится необходимость верстать такое клише (предпочтительнее — клише, не имеющее прямоугольных выступов), оно не должно превышать формат набора на 12 пунктов (4,5 мм).
Наиболее правильным следует считать то положение, когда клише, заверстываемое в разрез, абсолютно соответствует формату набора При тщательной работе над графическим материалом в большинстве случаев можно добиться этого, не прибегая даже к линейным уменьшениям. Следует признать недопустимым превышение формата клише в отношении ширины полосы и выход клише в корешковое и боковое поля Если явится необходимость верстать такое клише (предпочтительнее — клише, не имеющее прямоугольных выступов), оно не должно превышать формат набора на 12 пунктов (4,5 мм).
Рис. 79. Схема заверстки клише в разрез (закрытая верстка)
а — правильная верстка клише, б—неправильна верстка — клише слишком низко опущено, в — клише несколько поднято, г и д — схемы заверстки двух клише в разрез, е — верстка в разрез нескольких клише
а — правильная верстка клише, б—неправильна верстка — клише слишком низко опущено, в — клише несколько поднято, г и д — схемы заверстки двух клише в разрез, е — верстка в разрез нескольких клише
Можно признать допустимой верстку в разрез клише, ширина которого несколько меньше ширины полосы Пределом в этом отношении может явиться величина минимальной оборки, т. е. 1 1/2—2 1/2 кв. Естественно, что в издании крупного формата, с набором не менее 7— 7 1/2 кв., можно верстать в разрез клише, которое будет уже формата набора на 2—2 1/2 кв., и, наоборот, при малых форматах аналогичный случай должен быть решен путем оборки клише.
Верстка клише в разрез при закрытой верстке и при условии помещения одного клише на полосе должна производиться (как указывалось выше) так, чтобы последнее было помещено вблизи зрительного центра полосы. Практически это может быть выражено сле -дующим правилом При верстке клише в разрез следует его помещать на полосе так. чтобы количество строк текста над клише составляло приблизительно 1/3- 2/5 количества строк, помещенных на этой полосе, а кочичество строк внизу полосы, т е под клише, составляло бы 2/3—3/5 количества строк на данной полосе (рис. 79 а, б, в). Так, например, если над клише находятся 10—12 строк текста, то под клише должно быть примерно 20—18 строк; если над клише — 5 строк, то под клише — примерно 10 строк. В праюике верстки допускаются отклонения на 2—3 строки в ту и другую сторону, в зависимости от конкретные условий верстки полосы и от кочичества строк, вытесненных версткой клише. При этом подпись под рисунком рассматривается часто как площадь клише и не входит в счет строк, помещаемых под рисунком.
Если на полосе верстаются не одно, а два и более клише в разрез, то в том случае, если клише заверстываются непосредственно одно над другим (рис 79, г), оба клише с точки зрения компановки полосы рассматриваются как единый иллюстрационный массив и к ним применяется то правило верстки, о котором говорилось выше
Особо следует отметить случаи, когда два или три клише, наверстанные в разрез на одной полосе, перерезаются текстом (рис 79, д) В этом стучае желательно строить полосу по тому же принципу Количество текста над верхним клише и под нижним клише должно соответствовать указанным выше соотношениям, это требова ние выдвигается во избежание значительною опущения нижнего клише По этим же соображениям меж ду клише не должно бьпь значительного отрезка текста Не следует рассматривать эти тексты, стоящие между клише, как средство разделения этих клише (Поэтому вполне воз-можно датьь два клише в разрез полосы без разделения их текстом ) Количество тек ста между клише будет зависеть также от формата полосы и площади клише, во всяком случае оно не дол-жно превышав числa строк заверстанных, над верхним клише В заключение следует отметить, что если клише, вверстанные в разрез, вытесняют столь значительное количество текста что на полосе остается всего несколько строк, целесообразнее перенести текст на следующую полосу и оставить на первой полосе только клише; этот случай по существу аналогичен верстке полосного клише. При верстке форматных клише по способу открытой верстки (случаи, аналогичный заверстке в разрез), рисунки помещаются, вверху и внизу полосы
При сверстке форматных клише по способу открытой верстки следует учитывать, что клише, помещенные вверху полосы, оказы-
ваются графически значительно болee заметными, чем клише, внизу полосы Поэтому при открытой верстке форматных клише основным приемом является верстка клише вверху полосы Если необходимо поместить на полосе два форматных клише, то одно из них заверстывается вверху, а второе внизу Если при заверстке двух клише «кажется, что оба клише вместе с подписями вытесняют с полосы пот и весь текст, целесообразно на этой полосе оставить только эти клише При необходимости заверстать 2—4 клише на полосе, целесообразнее скомпановать отдельную полосу с клише.
Полоса, занятая только клише Этот случай в смысле верстки не представляет, как указывалось выше, особых затруднений Однако здесь может возникнуть вопрос о том, где правильнее верстать по-лосные клише или группу клише, занимающую целую полосу, — на чет-ной или нечетной полосе В практике издательской работы существует правило — оди-ночные иллюстрационые полосы заверстывать нечетными; это требование мотивируется тем, что нечетная полоса воспринимается читателем более активно, чем четная полоса
Наряду с указанным существует другая точка зрения о том, что при чтении деловой книги, например технической, и при наличии целой полосы, занятой клише (например, чертежи), читателю значи тельно удобнее пользоваться книгой, если указанные рисунки будут находиться с левой стороны, т е. на четной полосе. Это заме чание в значительной степени справедтиво, так как при углубленной работе над книгой, сопровождаемой записью, при чтении четной полосы правая рука будет частично закрывть нечетную потосу, что будет несколько затруднять работу. Поэтому в вопросе о верстке полосных клише и полосных комбинаций клише следует притти к следующему выводу. В тех случаях, когда полосная иллюстрация или соответствующая ей полосная группа клише является материалом, над которым читатель будет систематически и углубленно работать, Целесообразно ее заверстывать на четную полосу. При наличии иллюстрационного материала, не предназначенного для указанных целей, следует отдать предпочтение первому приему.
В практике работы по оформлению книги случается, что полосное клише бывает несколько уже или шире формата полосы. Это явление крайне нежелательно, но иногда бывает неизбежно. Если клише незначительно уже формата полосы, то его выключают на середину формата. Если клише несколько шире полосы, то необходимо предусмотреть, за счет какого из полей (корешка или боковика) будет произведена выключка клише. Это необходимо уточить в связи с раскладкой, установленной для данного издания.
При расчете длины полосного клише необходимо, как указывалось выше, резервировать место для подписи. Незначительный выход за формат за счет нижнего и верхнего полей допускается, хотя и является крайне нежелательным.
Полоса с клише, помещенными в оборку. Наибольшую трудность и с точки зрения технологии верстки и с точки зрения композиционного построения полосы представляют клише. помещенные в оборку. Выше указывались приемы предварительного расчета оборок. Оборки вполне справедливо считаются «неизбежным злом», потому что они создают известные производственные осложнения и иногда затрудняют чтение текста. Однако если с точки зрения производства оборка и создает ряд неудобств, то с точки зрения oфopм-ления и, в частности, с точки зрения композиции полосы и разворота оборка представляет совершенно необходимый прием Поэтому нельзя оценивать этот прием исключительно лишь в разрезе полиграфической техники.
Минимальным размером оборки считается l 1/2 — 2 1/2 кв. в зависимости от формам издания и кегля шрифта: чем больше формат издания, тем большей будет минимальная величина оборки.
При значительном формате издания оборка в 1 1/2 кв. является слишком узкой и непропорциональной полосе; целесообразнее такое клише поставить в разрез, Так как отступы в 3/4 кв. с обеих сторон клише, ири формате набора свыше 7 кв , не являются резко бросающимися в глаза.
Наоборот, отупы в 3/4 кв. при наборе на 4—4 1/2 кв. вносят в полосу явную диспропорцию; оборка же в 1 1/2 кв. при такой ширине набора не является чрезмерно узкой Поэтому в данном случае целесообразнее такое клише обобрать текстом.
Наряду с этим общераспространенным правилом существует и другое Так, Б. Д Ильинский предлагает считать минимальной оборкой «четверть кегля основного шрифта, переведенного на квадраты». Это означает, что если книга набрана корпусом, то минимальная оборка должна быть не менее 2 1/2 кв. (четверть кегля основного шрифта — в этом случае 2 1/2 пункта, — переведенная на квадраты — 2 1/2 кв.). Таким образом, Б. Д. Ильинский минимальную величину оборки ставит в зависимость от величины шрифта и лишь отчасти от формата издания, поскольку при увеличении или уменьшении формата издания изменяется, хотя и не всегда, величина шрифта. Можно полагать, что указанную формулировку Б. Д Ильин-счого можно принять, однако с поправкой на формат издания, т. е учитывать не только величину шрифта, но и формат издания Следует отметить, что выводы Б. Д. Ильинского не расходятся с данными издательской практики, поскольку средние величины оборок при ходовых кеглях, высчитанные по его способу, примерно соответствуют данным, применяемым в практике нашей издательской работы.
Верстка клише в разрез при закрытой верстке и при условии помещения одного клише на полосе должна производиться (как указывалось выше) так, чтобы последнее было помещено вблизи зрительного центра полосы. Практически это может быть выражено сле -дующим правилом При верстке клише в разрез следует его помещать на полосе так. чтобы количество строк текста над клише составляло приблизительно 1/3- 2/5 количества строк, помещенных на этой полосе, а кочичество строк внизу полосы, т е под клише, составляло бы 2/3—3/5 количества строк на данной полосе (рис. 79 а, б, в). Так, например, если над клише находятся 10—12 строк текста, то под клише должно быть примерно 20—18 строк; если над клише — 5 строк, то под клише — примерно 10 строк. В праюике верстки допускаются отклонения на 2—3 строки в ту и другую сторону, в зависимости от конкретные условий верстки полосы и от кочичества строк, вытесненных версткой клише. При этом подпись под рисунком рассматривается часто как площадь клише и не входит в счет строк, помещаемых под рисунком.
Если на полосе верстаются не одно, а два и более клише в разрез, то в том случае, если клише заверстываются непосредственно одно над другим (рис 79, г), оба клише с точки зрения компановки полосы рассматриваются как единый иллюстрационный массив и к ним применяется то правило верстки, о котором говорилось выше
Особо следует отметить случаи, когда два или три клише, наверстанные в разрез на одной полосе, перерезаются текстом (рис 79, д) В этом стучае желательно строить полосу по тому же принципу Количество текста над верхним клише и под нижним клише должно соответствовать указанным выше соотношениям, это требова ние выдвигается во избежание значительною опущения нижнего клише По этим же соображениям меж ду клише не должно бьпь значительного отрезка текста Не следует рассматривать эти тексты, стоящие между клише, как средство разделения этих клише (Поэтому вполне воз-можно датьь два клише в разрез полосы без разделения их текстом ) Количество тек ста между клише будет зависеть также от формата полосы и площади клише, во всяком случае оно не дол-жно превышав числa строк заверстанных, над верхним клише В заключение следует отметить, что если клише, вверстанные в разрез, вытесняют столь значительное количество текста что на полосе остается всего несколько строк, целесообразнее перенести текст на следующую полосу и оставить на первой полосе только клише; этот случай по существу аналогичен верстке полосного клише. При верстке форматных клише по способу открытой верстки (случаи, аналогичный заверстке в разрез), рисунки помещаются, вверху и внизу полосы
При сверстке форматных клише по способу открытой верстки следует учитывать, что клише, помещенные вверху полосы, оказы-
ваются графически значительно болee заметными, чем клише, внизу полосы Поэтому при открытой верстке форматных клише основным приемом является верстка клише вверху полосы Если необходимо поместить на полосе два форматных клише, то одно из них заверстывается вверху, а второе внизу Если при заверстке двух клише «кажется, что оба клише вместе с подписями вытесняют с полосы пот и весь текст, целесообразно на этой полосе оставить только эти клише При необходимости заверстать 2—4 клише на полосе, целесообразнее скомпановать отдельную полосу с клише.
Полоса, занятая только клише Этот случай в смысле верстки не представляет, как указывалось выше, особых затруднений Однако здесь может возникнуть вопрос о том, где правильнее верстать по-лосные клише или группу клише, занимающую целую полосу, — на чет-ной или нечетной полосе В практике издательской работы существует правило — оди-ночные иллюстрационые полосы заверстывать нечетными; это требование мотивируется тем, что нечетная полоса воспринимается читателем более активно, чем четная полоса
Наряду с указанным существует другая точка зрения о том, что при чтении деловой книги, например технической, и при наличии целой полосы, занятой клише (например, чертежи), читателю значи тельно удобнее пользоваться книгой, если указанные рисунки будут находиться с левой стороны, т е. на четной полосе. Это заме чание в значительной степени справедтиво, так как при углубленной работе над книгой, сопровождаемой записью, при чтении четной полосы правая рука будет частично закрывть нечетную потосу, что будет несколько затруднять работу. Поэтому в вопросе о верстке полосных клише и полосных комбинаций клише следует притти к следующему выводу. В тех случаях, когда полосная иллюстрация или соответствующая ей полосная группа клише является материалом, над которым читатель будет систематически и углубленно работать, Целесообразно ее заверстывать на четную полосу. При наличии иллюстрационного материала, не предназначенного для указанных целей, следует отдать предпочтение первому приему.
В практике работы по оформлению книги случается, что полосное клише бывает несколько уже или шире формата полосы. Это явление крайне нежелательно, но иногда бывает неизбежно. Если клише незначительно уже формата полосы, то его выключают на середину формата. Если клише несколько шире полосы, то необходимо предусмотреть, за счет какого из полей (корешка или боковика) будет произведена выключка клише. Это необходимо уточить в связи с раскладкой, установленной для данного издания.
При расчете длины полосного клише необходимо, как указывалось выше, резервировать место для подписи. Незначительный выход за формат за счет нижнего и верхнего полей допускается, хотя и является крайне нежелательным.
Полоса с клише, помещенными в оборку. Наибольшую трудность и с точки зрения технологии верстки и с точки зрения композиционного построения полосы представляют клише. помещенные в оборку. Выше указывались приемы предварительного расчета оборок. Оборки вполне справедливо считаются «неизбежным злом», потому что они создают известные производственные осложнения и иногда затрудняют чтение текста. Однако если с точки зрения производства оборка и создает ряд неудобств, то с точки зрения oфopм-ления и, в частности, с точки зрения композиции полосы и разворота оборка представляет совершенно необходимый прием Поэтому нельзя оценивать этот прием исключительно лишь в разрезе полиграфической техники.
Минимальным размером оборки считается l 1/2 — 2 1/2 кв. в зависимости от формам издания и кегля шрифта: чем больше формат издания, тем большей будет минимальная величина оборки.
При значительном формате издания оборка в 1 1/2 кв. является слишком узкой и непропорциональной полосе; целесообразнее такое клише поставить в разрез, Так как отступы в 3/4 кв. с обеих сторон клише, ири формате набора свыше 7 кв , не являются резко бросающимися в глаза.
Наоборот, отупы в 3/4 кв. при наборе на 4—4 1/2 кв. вносят в полосу явную диспропорцию; оборка же в 1 1/2 кв. при такой ширине набора не является чрезмерно узкой Поэтому в данном случае целесообразнее такое клише обобрать текстом.
Наряду с этим общераспространенным правилом существует и другое Так, Б. Д Ильинский предлагает считать минимальной оборкой «четверть кегля основного шрифта, переведенного на квадраты». Это означает, что если книга набрана корпусом, то минимальная оборка должна быть не менее 2 1/2 кв. (четверть кегля основного шрифта — в этом случае 2 1/2 пункта, — переведенная на квадраты — 2 1/2 кв.). Таким образом, Б. Д. Ильинский минимальную величину оборки ставит в зависимость от величины шрифта и лишь отчасти от формата издания, поскольку при увеличении или уменьшении формата издания изменяется, хотя и не всегда, величина шрифта. Можно полагать, что указанную формулировку Б. Д Ильин-счого можно принять, однако с поправкой на формат издания, т. е учитывать не только величину шрифта, но и формат издания Следует отметить, что выводы Б. Д. Ильинского не расходятся с данными издательской практики, поскольку средние величины оборок при ходовых кеглях, высчитанные по его способу, примерно соответствуют данным, применяемым в практике нашей издательской работы.
Рис. 82. Схема верстки клише в оборку на полосе:
а — б — типичное расположение клише в оборку при закрытой верстке (четные полосы), а1 и б1 ТО же на нечетных полосах, в и г — типичное расположение оборочных клише при открыюй верстке (четные полосы), в1 н г1 —то же на нечетных полосах
а — б — типичное расположение клише в оборку при закрытой верстке (четные полосы), а1 и б1 ТО же на нечетных полосах, в и г — типичное расположение оборочных клише при открыюй верстке (четные полосы), в1 н г1 —то же на нечетных полосах
Расположение оборочных клише в пределах полосы характеризуется рис 82. Обычное расположение двух клише в оборку харак-теризуется рис. 82, а и 82, а1 Наряду с этим используется вариант, показанный на рис. 82,6 и 82,61. Что же касается открытой верстки, то в этом случае может быть использован или вариант, показанный на рис. 82, в и 82, в1, или же клише могут быть расположены по диагонали аналогично варианту 82, а, но с заверсткой вверху и внизу полосы (рис. 82,г и 82, г1).
Однако указанное ни в какой степени не исчерпывает всех воз-можностей верстки клише в оборку. Приводимые варианты являются лишь наиболее типичными случаями при верстке одного или двух клише в оборку на полосе. На рис. 83 показаны два приема расположения оборочных клише на полосе.
Однако указанное ни в какой степени не исчерпывает всех воз-можностей верстки клише в оборку. Приводимые варианты являются лишь наиболее типичными случаями при верстке одного или двух клише в оборку на полосе. На рис. 83 показаны два приема расположения оборочных клише на полосе.
Рис. 83. Образцы верстки в оборку:
а- но способу закрытой верстки, б—но способу открытой верески.
а- но способу закрытой верстки, б—но способу открытой верески.
Следует упомянуть о том, что в последнее время некоторые издательские работники утверждают, на основании проведенных экспериментов, что клише, помещенные в оборку, значительно более эффективно воспринимаются читателем в том случае, если они заверстаны в левой половине полосы. Исходя из этого, они рекомендуют верстать клише в оборку в левой части полосы независимо от того, четная это или нечетная полоса. Другими слонами, во всех случаях должен быть применен вариант, показанный
на рис. 82, б и 82, в. Можно полагать, что указанное обстоятельство, подтвержденное экспериментальными данными, должно быть несом-ненно учтено в издательской практике. Однако из этого нельзя делать вывод, что все сборочные клише во всех типах книжной продукции должны быть заверстаны в левый край полосы. Если указанные экспериментальные данные подтвердятся, то все же верстка сборочных клише исключительно у левого края формата будет нужна, главным образом, в учебниках для начальной и средней школы. Нельзя ведь забывать при этом и художественную сторону оформления полосы, которая едва ли выиграет от столь однообразного способа верстки иллюстраций.
Верстка клише в оборку с применением различных приемов расположения иллюстраций возможна лишь, главным образом, при использовании закрытой верстки. Верстка в оборку при открытой версткг сводится в основном к двум вариантам, указанным на рис. 82, в—г.
Глухая верстка предусматривает лишь один вариант — двустороннюю оборку клише.
на рис. 82, б и 82, в. Можно полагать, что указанное обстоятельство, подтвержденное экспериментальными данными, должно быть несом-ненно учтено в издательской практике. Однако из этого нельзя делать вывод, что все сборочные клише во всех типах книжной продукции должны быть заверстаны в левый край полосы. Если указанные экспериментальные данные подтвердятся, то все же верстка сборочных клише исключительно у левого края формата будет нужна, главным образом, в учебниках для начальной и средней школы. Нельзя ведь забывать при этом и художественную сторону оформления полосы, которая едва ли выиграет от столь однообразного способа верстки иллюстраций.
Верстка клише в оборку с применением различных приемов расположения иллюстраций возможна лишь, главным образом, при использовании закрытой верстки. Верстка в оборку при открытой версткг сводится в основном к двум вариантам, указанным на рис. 82, в—г.
Глухая верстка предусматривает лишь один вариант — двустороннюю оборку клише.