Элементы верстки стихотворного текста. Определение длины полосы стихового набора при уже» выбранном формате ничем не отличается от принципов определения длины полосы любого набора. Однако имеется ряд вопросов, характерных именно для стиховой верстки, на которых необходимо остановиться. Нормальным пробелом между строфами является кегль основного шрифта с возможными уклонениями в сторону увеличения или уменьшения (последнее—не более 4 пунктов). Причины этих уклонений заключаются в необходимости разгона стихотворения с целью, например, увеличения числа строк концевой полосы или в необходимости сжатия, с тем чтобы избегнуть короткой или лишней концевой полосы стороны, нецелесообразно иногда оставлять внизу полосы после пробела первый стих новой строфы; не следует также начинать новую полосу последним стихом строфы. Надо либо поместить внизу полосы два или более стихов строфы, либо, наоборот, убрать начало строфы на следующую полосу; устранение указанных нежелательных явлений в расположении набора на полосах, а также соответствующие исправления, связываются, понятно, с изменением пробелов.
Элементы верстки стихотворного текста. Определение длины полосы стихового набора при уже» выбранном формате ничем не отличается от принципов определения длины полосы любого набора. Однако имеется ряд вопросов, характерных именно для стиховой верстки, на которых необходимо остановиться. Нормальным пробелом между строфами является кегль основного шрифта с возможными уклонениями в сторону увеличения или уменьшения (последнее—не более 4 пунктов). Причины этих уклонений заключаются в необходимости разгона стихотворения с целью, например, увеличения числа строк концевой полосы или в необходимости сжатия, с тем чтобы избегнуть короткой или лишней концевой полосы стороны, нецелесообразно иногда оставлять внизу полосы после пробела первый стих новой строфы; не следует также начинать новую полосу последним стихом строфы. Надо либо поместить внизу полосы два или более стихов строфы, либо, наоборот, убрать начало строфы на следующую полосу; устранение указанных нежелательных явлений в расположении набора на полосах, а также соответствующие исправления, связываются, понятно, с изменением пробелов.
Следует указать, что изменение пробелов на одной из полос, занятых стихотворением, часто влечет такое же изменение пробелов во всем стихотворении вообще, так как различным пробелам у различных строф может быть приписана различная значимость, т. е. более тесная связь у строф с меньшими пробелами между ними и, наоборот, более отдаленная — у строф с большими пробелами, что, конечно, неверно, так как строфы являются равноценными ритмическими отрезками. Следует также указать, что делить строфу на части при переходе от полосы к полосе вполне возможно; исключение следует делать в тех случаях, когда (как было указано) либо внизу полосы, либо вверху оказывается по одной строке от строфы, а также при верстке сонетов. Пробелы в экономном стиховом наборе должны быть минимальными. В зависимости от величины пробелов между строфами находится величина отбивки заголовка стихотворения или его части; пробел между заголовком и следующим стихом должен быть больше пробела между строфами, примерно, в полтора раза.
Следует сказать несколько слов о месте колонцифры в стиховом наборе. Предположим, что полоса стихового набора не имеет колонлинеек и колонтитулов. В этом случае можно требовать помещения колонцифры у середины полосы (сверху или снизу). Нужно заметить, что это требование очень редко соблюдается; в большинстве случаев колонцифры помещаются внизу в наружных углах. При этом совершенно не учитывают того, что колонцифра композиционно является элементом полосы и потому должна быть органически связана с самой полосой. Так как стиховой набор, вообще говоря, характеризуется стремлением к симметрии, то полного соответствия в компо-зиции полосы и разворота можно добиться размещением колонцифр в указанных нами местах.
При наличии колонтитула колонцифра может быть помещена и не посредине. При всем этом следует учитывать размеры пробелов между строфами, с тем чтобы отбивки колонтитулов и колонцифр от текста превосходили указанные пробелы.
Краткие замечания о верстке набора драматических произведений. Текст речи двух действующих лиц с наименованиями, набранными в подбор, отбивать друг от друга ие следует. В том случае, когда между ними или посредине речи одного и того же действующего лица помещена ремарка, выключенная иа середину формата, она отбивается равномерно сверху и снизу, в среднем на половину кегля. В тех случаях, когда наименования действующих лиц выключены на середину, последние следует отбивать меньше от последующего текста и больше от предыдущего.
Рубрики с относящимися к ним замечаниями отбиваются так, чтобы пробел между замечанием и следующим текстом превалировал, с одной стороны, над средним пробелом при отбивке ремарок, с дру-гой — над пробелом между рубрикой и самим замечанием.
Если в тексте имеется ряд указаний, разделенных пробелами, то все эти пробелы надлежит делать одинаковыми.
Не следует оставлять наименование иа одной полосе, а текст речи действующего лица переносить на следующую; точно так же нецелесообразно рубрики с относящимися к ним замечаниями (если для них не отводится специальной полосы) помещать так, чтобы за ними ие следовал текст самой пьесы (со включением, конечно, наименования хотя бы одного действующего лица). Не следует, например, заканчивать полосу рубрикой нового явления, а первое действующее лицо с его речью относить иа следующую полосу, так же как, например, рубрику картины второй, идущую в подверстку к предыдущему тексту, вместе с замечаниями к ней относящимися нецелесообразно помещать в конце полосы.
Наконец, нельзя ие заметить, что в отношении верстки драматических произведений следует требовать такой же равномерности по-лосы в целом, как и в отношении математического набора.
Следует указать, что изменение пробелов на одной из полос, занятых стихотворением, часто влечет такое же изменение пробелов во всем стихотворении вообще, так как различным пробелам у различных строф может быть приписана различная значимость, т. е. более тесная связь у строф с меньшими пробелами между ними и, наоборот, более отдаленная — у строф с большими пробелами, что, конечно, неверно, так как строфы являются равноценными ритмическими отрезками. Следует также указать, что делить строфу на части при переходе от полосы к полосе вполне возможно; исключение следует делать в тех случаях, когда (как было указано) либо внизу полосы, либо вверху оказывается по одной строке от строфы, а также при верстке сонетов. Пробелы в экономном стиховом наборе должны быть минимальными. В зависимости от величины пробелов между строфами находится величина отбивки заголовка стихотворения или его части; пробел между заголовком и следующим стихом должен быть больше пробела между строфами, примерно, в полтора раза.
Следует сказать несколько слов о месте колонцифры в стиховом наборе. Предположим, что полоса стихового набора не имеет колонлинеек и колонтитулов. В этом случае можно требовать помещения колонцифры у середины полосы (сверху или снизу). Нужно заметить, что это требование очень редко соблюдается; в большинстве случаев колонцифры помещаются внизу в наружных углах. При этом совершенно не учитывают того, что колонцифра композиционно является элементом полосы и потому должна быть органически связана с самой полосой. Так как стиховой набор, вообще говоря, характеризуется стремлением к симметрии, то полного соответствия в компо-зиции полосы и разворота можно добиться размещением колонцифр в указанных нами местах.
При наличии колонтитула колонцифра может быть помещена и не посредине. При всем этом следует учитывать размеры пробелов между строфами, с тем чтобы отбивки колонтитулов и колонцифр от текста превосходили указанные пробелы.
Краткие замечания о верстке набора драматических произведений. Текст речи двух действующих лиц с наименованиями, набранными в подбор, отбивать друг от друга ие следует. В том случае, когда между ними или посредине речи одного и того же действующего лица помещена ремарка, выключенная иа середину формата, она отбивается равномерно сверху и снизу, в среднем на половину кегля. В тех случаях, когда наименования действующих лиц выключены на середину, последние следует отбивать меньше от последующего текста и больше от предыдущего.
Рубрики с относящимися к ним замечаниями отбиваются так, чтобы пробел между замечанием и следующим текстом превалировал, с одной стороны, над средним пробелом при отбивке ремарок, с дру-гой — над пробелом между рубрикой и самим замечанием.
Если в тексте имеется ряд указаний, разделенных пробелами, то все эти пробелы надлежит делать одинаковыми.
Не следует оставлять наименование иа одной полосе, а текст речи действующего лица переносить на следующую; точно так же нецелесообразно рубрики с относящимися к ним замечаниями (если для них не отводится специальной полосы) помещать так, чтобы за ними ие следовал текст самой пьесы (со включением, конечно, наименования хотя бы одного действующего лица). Не следует, например, заканчивать полосу рубрикой нового явления, а первое действующее лицо с его речью относить иа следующую полосу, так же как, например, рубрику картины второй, идущую в подверстку к предыдущему тексту, вместе с замечаниями к ней относящимися нецелесообразно помещать в конце полосы.
Наконец, нельзя ие заметить, что в отношении верстки драматических произведений следует требовать такой же равномерности по-лосы в целом, как и в отношении математического набора.