Оптический и геометрический центры полосы

Точка пересечения диагоналей по­лосы называется ее геометрическим цент­ром. Помимо геометрического центра, на полосе имеется оптический или, иначе, зри­тельный центр, под которым понимается часть полосы, наиболее эффективно зрительно нами воспринимаемая.
обычное положение вось­мерки; восьмерка повер­нута на 90°; восьмерка перевернута на 180°
 
Рис. 65. Слева направо: обычное положение вось­мерки; восьмерка повер­нута на 90°; восьмерка перевернута на 180°.

Точка пересечения диагоналей по­лосы называется ее геометрическим цент­ром. Помимо геометрического центра, на полосе имеется оптический или, иначе, зри­тельный центр, под которым понимается часть полосы, наиболее эффективно зрительно нами воспринимаемая.
обычное положение вось­мерки; восьмерка повер­нута на 90°; восьмерка перевернута на 180°
 
Рис. 65. Слева направо: обычное положение вось­мерки; восьмерка повер­нута на 90°; восьмерка перевернута на 180°.
 
Наглядное представление о зрительном центре и его взаимоотношении с геометрическим дает рис. 65. Если рассматривать обычную восьмерку (рисованную или просто наборную), то обычно, остается впечатление, что верхняя и нижняя половины вось­мерки одинаковы или почти одинаковы. Если же эту восьмерку по­вернуть боком, то ясно видно, что нижняя часть восьмерки больше верхней. Если восьмерку повер­нуть на 180°, то это неравен­ство ее частей будет особенно подчеркнуто.
Геометрический и зритель­ный центры полосы
 
Рис. 66.   Геометрический и зритель­ный центры полосы:
а—-участок геометрического центра, б—ориен­тировочно намеченный, наиболее активно зри­тельно воспринимаемый участок полосы (при однородном характере полосы).
Объясняется это явление тем, что верхняя часть восьмерки, меньшая нижней, воспринимается зрительно сильнее, чем нижняя, и потому обе части восьмерки кажутся одинаковыми; другими словами, зрительный центр вось­мерки находится в верхней части изображения и не совпадает с ее геометрическим центром. Если восьмерку повернуть боком, то верхняя часть восьмерки займет другое положение, и мы уви­дим действительное соотношение обеих частей восьмерки. Если восьмерку повернуть на 180°, то в оптический центр попадет большая, нижняя часть восьмерки, что еще больше подчеркнет неравенство ее частей.
Геометрический и оптический центры полосы не совпадают. Наи­более эффективно зрительно воспринимаемые участки полосы лежат несколько выше ее геометрического центра (ближе к верхней линии полосы). В этой части полосы и находится, невидимому, ее зри-
тельный центр (см. рис. 66). Именно поэтому клише, поставленное строго посредине полосы (в ее геометрическом центре), кажется чрезмерно низко опущенным. Вот почему клише обычно заверстывают выше середины полосы, где они кажутся графически более оправдан­ными и будут более выразительными с точки зрения общей компози­ции полосы. Эта композиционная оправданность в значительной мере объясняется тем, что клише в этом случае будут находиться при­близительно около оптического центра полосы.
Указанные особенности оптического центра полосы должны быть учтены и при дальнейшем изучении остальных вопросов книжной верстки.