Верстку следует рассматривать с двух взаимно связанных и взаимно дополняющих точек зрения: с одной стороны — как один из центральных вопросов оформления книги и с другой—как один из технологических процессов полиграфического производства. При этом ведущим моментом является вопрос о верстке, взятой в разрезе оформления, определяющего ее конкретные формы, на основе содержания и типа книги в целом. Технологический же процесс, проте-кающий в типографии, является лишь технической базой верстки — монтажом печатной формы по разработанному оформителем плану оформления издания.
Верстку следует рассматривать с двух взаимно связанных и взаимно дополняющих точек зрения: с одной стороны — как один из центральных вопросов оформления книги и с другой—как один из технологических процессов полиграфического производства. При этом ведущим моментом является вопрос о верстке, взятой в разрезе оформления, определяющего ее конкретные формы, на основе содержания и типа книги в целом. Технологический же процесс, проте-кающий в типографии, является лишь технической базой верстки — монтажом печатной формы по разработанному оформителем плану оформления издания.
Верстка является процессом формирования полос, т. е. таких отрезков текста, которые представляют собой либо оформляемый в пределах установленного формата «самостоятельный» элемент книги (например, титул, посвящение, стихотворение идущее отдельной полосой, страница букварного текста и т. п.), либо ограниченный заданным форматом отрезок книжного текста. Внешним выражением полосы в готовой книге будет часть книжного текста (с рисунками или без них), отпечатанная на одной странице книги. С точки зрения полиграфии полоса представляет собой часть печатной формы, образованную из шрифта, пробельных материалов, клише или стереотипов, расположенных в определенной системе и последовательности в пределах заданного формата. Эта система и последовательность целиком определяются содержанием книги, системой и последовательностью расположения ее текста, выраженными в оригинале, а впоследствии — в гранках издания.
Полиграфическая практика, учитывавшая требования заказчиков (издательств и авторов), а также технические условия, выдвигаемые последующими полиграфическими процессами (заключка печатной формы в раме — в процессах стереотипирования и печатания, фальцовка и подбор отпечатанных листов — в переплетно-брошюровочном процессе), установила ряд правил верстки, которыми руководствуются верстальщики и которые не могут быть игнорированы издательскими работниками, в частности техническими редакторами. К числу таких принятых правил относятся: обязательное построение полосы из расчета целого числа строк и кратности цицеро, обязательность заделки заголовков и прочих различных элементов издания в целое число строк, вынесение подстрочных примечаний (выносок) в низ полосы, помещение колонцифр, норм и сигнатуры и т. д. Эти общие технические правила верстки конкретизируются в отношении верстки различных изданий и могут быть соответствующим образом уточнены.
Так, например, длина полосы может быть дана в различных вариантах для разных изданий; в одном случае отбивки заголовков будут даны в три строки, а в другом случае — в пять строк; в одном случае отбивки клише от текста будут даны в нормальную величину, в другом случае пробел будет увеличен; в одном случае колонцифра будет ставиться в нижнем поле, в другом—в верхнем и т. д. Это показывает, что конкретное содержание этих правил уточняется в каждом отдельном случае и в зависимости от тех или иных особенностей издания, т. е. от его типа, а также и от особенностей его оформления.
Наряду с указанным имеется ряд особенностей верстки, выходящих далеко за рамки ее общих технических правил и представляющих собой типичные вопросы оформления книги. Так, например, мы можем дать самую разнообразную систему верстки клише и постановку подписей под ними, различные системы построения колонэле-ментов, различные принципы композиции полосы и разворота и т. д. и т. п., т. е. мы можем предъявить к верстке ряд конкретных требований в отношении ее оформления. Эти особенности оформления верстки отдельных изданий, взятые в неразрывной связи с техническими правилами, представляют собою один из центральных вопросов оформления книги.
Если особенности верстки в узко-техническом отношении изложены в ряде пособий по наборному делу, то совершенно иная картина наблюдается в отношении верстки, взятой в более широком разрезе оформления книги. В литературе по оформлению книги о верстке сказано очень мало.
Практика же книжных издательств иногда снижает роль верстки, ставя ее наравне с прочими процессами оформления. Эта установка часто приводит к недооценке верстки как вопроса оформления книги, приводит к примитивному и случайному решению ее задач. Это, в свою очередь, отражается на оформлении издания, снижая в целом его качество.
Между тем верстка, как основной этап монтажа печатной формы и вместе с этим как вопрос оформления книги, находится в тесной связи со всеми остальными элементами оформления. Так, например, при установлении формата набора, величины полей, форматов полосных и распашных таблиц, при назначении формата рисунков и в ряде других случаев одновременно затрагиваются и решаются вопросы верстки издания. Оформление книги в целом и одна из существенных его частей—верстка — настолько зависят друг от друга, что параллельно с решением основных вопросов оформления должны быть решены и основные вопросы верстки.
Верстка является процессом формирования полос, т. е. таких отрезков текста, которые представляют собой либо оформляемый в пределах установленного формата «самостоятельный» элемент книги (например, титул, посвящение, стихотворение идущее отдельной полосой, страница букварного текста и т. п.), либо ограниченный заданным форматом отрезок книжного текста. Внешним выражением полосы в готовой книге будет часть книжного текста (с рисунками или без них), отпечатанная на одной странице книги. С точки зрения полиграфии полоса представляет собой часть печатной формы, образованную из шрифта, пробельных материалов, клише или стереотипов, расположенных в определенной системе и последовательности в пределах заданного формата. Эта система и последовательность целиком определяются содержанием книги, системой и последовательностью расположения ее текста, выраженными в оригинале, а впоследствии — в гранках издания.
Полиграфическая практика, учитывавшая требования заказчиков (издательств и авторов), а также технические условия, выдвигаемые последующими полиграфическими процессами (заключка печатной формы в раме — в процессах стереотипирования и печатания, фальцовка и подбор отпечатанных листов — в переплетно-брошюровочном процессе), установила ряд правил верстки, которыми руководствуются верстальщики и которые не могут быть игнорированы издательскими работниками, в частности техническими редакторами. К числу таких принятых правил относятся: обязательное построение полосы из расчета целого числа строк и кратности цицеро, обязательность заделки заголовков и прочих различных элементов издания в целое число строк, вынесение подстрочных примечаний (выносок) в низ полосы, помещение колонцифр, норм и сигнатуры и т. д. Эти общие технические правила верстки конкретизируются в отношении верстки различных изданий и могут быть соответствующим образом уточнены.
Так, например, длина полосы может быть дана в различных вариантах для разных изданий; в одном случае отбивки заголовков будут даны в три строки, а в другом случае — в пять строк; в одном случае отбивки клише от текста будут даны в нормальную величину, в другом случае пробел будет увеличен; в одном случае колонцифра будет ставиться в нижнем поле, в другом—в верхнем и т. д. Это показывает, что конкретное содержание этих правил уточняется в каждом отдельном случае и в зависимости от тех или иных особенностей издания, т. е. от его типа, а также и от особенностей его оформления.
Наряду с указанным имеется ряд особенностей верстки, выходящих далеко за рамки ее общих технических правил и представляющих собой типичные вопросы оформления книги. Так, например, мы можем дать самую разнообразную систему верстки клише и постановку подписей под ними, различные системы построения колонэле-ментов, различные принципы композиции полосы и разворота и т. д. и т. п., т. е. мы можем предъявить к верстке ряд конкретных требований в отношении ее оформления. Эти особенности оформления верстки отдельных изданий, взятые в неразрывной связи с техническими правилами, представляют собою один из центральных вопросов оформления книги.
Если особенности верстки в узко-техническом отношении изложены в ряде пособий по наборному делу, то совершенно иная картина наблюдается в отношении верстки, взятой в более широком разрезе оформления книги. В литературе по оформлению книги о верстке сказано очень мало.
Практика же книжных издательств иногда снижает роль верстки, ставя ее наравне с прочими процессами оформления. Эта установка часто приводит к недооценке верстки как вопроса оформления книги, приводит к примитивному и случайному решению ее задач. Это, в свою очередь, отражается на оформлении издания, снижая в целом его качество.
Между тем верстка, как основной этап монтажа печатной формы и вместе с этим как вопрос оформления книги, находится в тесной связи со всеми остальными элементами оформления. Так, например, при установлении формата набора, величины полей, форматов полосных и распашных таблиц, при назначении формата рисунков и в ряде других случаев одновременно затрагиваются и решаются вопросы верстки издания. Оформление книги в целом и одна из существенных его частей—верстка — настолько зависят друг от друга, что параллельно с решением основных вопросов оформления должны быть решены и основные вопросы верстки.