Подготовка графического материала

Преимущественным способом репродукции для книжно-журналь­ных изданий является цинкографское клише. Причины этого лежат в том, что для значительного по объему текстового материала един­ственным производственно-реализуемым способом его воспроизведения является типографский набор. Поэтому иной способ репродукции, приводящий к изготовлению форм плоской (литография, офсет) или глубокой печати, может быть применен в следующих случаях:

Преимущественным способом репродукции для книжно-журналь­ных изданий является цинкографское клише. Причины этого лежат в том, что для значительного по объему текстового материала един­ственным производственно-реализуемым способом его воспроизведения является типографский набор. Поэтому иной способ репродукции, приводящий к изготовлению форм плоской (литография, офсет) или глубокой печати, может быть применен в следующих случаях:
а)    Если  оригинал  содержит небольшое количество текстового материала и значительное количество иллюстраций, причем послед­
ние в этом, ином  способе репродукции дают лучший результат, нежели в цинкографском текст и иллюстрации печатаются в этом случае одновременно по выбранным способам печати — плоской или глубокой (например, детские книги для младшего и среднего возраста, «тонкие» журналы и др.).
б)    Если иллюстрации по технике своего выполнения, а также в соответствии с требованиями точности передачи оригинала или
особой  выразительности его подачи, нуждаются в иных способах воспроизведения, нежели высокая печать; при значительном объеме текстового   материала   последний   воспроизводится   типографским способом, а иллюстрации — тем способом (литография офсет, фото­типия, глубокая ракельная печать), который дает наилучшие резуль­таты в их воспроизведении; в этом случае  иллюстрации   вводятся в издание либо путем вклеек между страницами книги, либо прило­жением в конце издания, либо (крайне редко) наклейкой на заранее оставленные в тексте места.
в)    Если  перед  изданием  стоит задача особо художественного оформления и при этом текстовая часть печатается типографским
способом, то иллюстрации  впечатываются на заранее  отведенные места тем способом, который в наибольшей степени отвечает гра­
фической технике рисунков.
Изложенное, однако, не нужно понимать так, что невозможно, например, издание со значительным объемом текстового материала воспроизвести способом, отличным от типографского. Это возможно, но на данном этапе еще не обеспечивается полностью возможность обойтись без типографского набора и сверх того нельзя дать гаран­тий отличного качества текстовой печати. Иначе дело будет обстоять тогда, когда наша полиграфия освоит наборно-пишущую машину и фотонаборную машину. Это освоение несомненно позволит целый ряд изданий, иллюстрируемых художественными рисунками и фотомате­риалом, перевести на плоскую и глубокую печать.
Сделанные замечания позволяют притти к следующим выводам:
а)    Малообъемная периодика, детские издания с большим  коли­чеством иллюстраций могут целиком печататься по способу плоской
или глубокой печати; само собой понятно, что при использовании плоской печати целесообразнее остановиться на офсете, как эконо­
мически более выгодном способе, обеспечивающем (при двухкрасочных машинах) возможность печати в 2—4 краски, дающем высокое
качество продукции даже на бумаге среднего качества и более эффек­тивном   в   смысле   производительности.   Аналогичное   заключение можно было бы сделать и в отношении агитпропмассовых и научно-популярных изданий с большим количеством фотоматериала и монтажей. (глубокая печать).
б)    В изданиях,  сопровождающихся художественными  иллюстра­циями, при значительном объеме текстового материала — в основ-
ном художественная литература, а также научные издания с доку­ментальными иллюстрациями и, наконец, издания с цветным карто-I рафическим материалом, — могут быть использованы иные способы репродукции с последующим введением иллюстраций в издание указанными выше приемами.
Остановимся на наиболее многочисленной в современной изда­тельской практике группе книжно-журнальных иллюстраций — фото-цинкографских клише и одновременно на ксилографиях. Для группы иллюстраций, предназначенных для воспроизведения типографским способом, надлежит решить такие вопросы:
какие именно иллюстрации, каким именно способом должны быть изготовлены: в виде ли штриховых клише, автотипий, ксило­графии, дуплексов или трех- и четырехцветок;
при применении растровых репродукций какова должна быть линиатура.
Штриховое клише, в первую очередь, служит для воспроизве­дения чертежей. Штриховое клише может служить и для воспроиз­ведения штриховых технических и художественных рисунков.
При выборе способа репродукции для технических рисунков должны быть учтены и дополнительные технические факторы. Одним из них является однородность в изображении сходных объектов. Так, если в руководстве по стереотипному производству механический матрич­ный пресс дан в виде одного только штрихового рисунка, то и гидра­влический пресс следует дать также штриховым рисунком либо оба рисунка целесообразно в целях графической однородности выполнить полутоновыми рисунками или ксилографиями.
Другой фактор — бумага; растровые клише требуют глазирован­ной бумаги. Поэтому если для издания предназначается бумага машинной гладости, то все полутоновые оригиналы технических рисунков должны быть перерисованы на штрих, а недопускающие перерисовки придется дать вклейками. Точно так же возможно и обратное явление: для издания дается глазированная бумага (13—14° по Кизеру); в этом случае может оказаться целесообразным часть штриховых технических рисунков перерисовать в полутоновые.
Накбнец, некоторые технические рисунки по содержанию, по точ­ности передачи деталей, по характеру штриховки, ее густоты могут потребовать ксилографию.
Третий фактор — печатные машины; при ротационной печати возможно применение либо штрихового клише или ксилографии,
либо, в последнюю очередь, автотипии с более крупным растром, чем в аналогичных случаях печати на плоских машинах.
Документальные иллюстрации—только растровые клише (в виде исключения штриховое—при односторонней документации, напри­мер автограф, выполненный только чернилами одного цвета).
В отношении художественных рисунков возможны два варианта. Рисунки еще не заказаны; в соответствии с качеством бумаги следует наметить возможность использования штриховых клише и автотипий. Второй случай — когда рисунки уже готовы; тогда приходится под­бирать для них соответствующий сорт бумаги.
Применение фотомонтажа предусматривает обязательное исполь­зование для печати издания глазированной бумаги. Фотомонтаж воспроизводится при помощи растрового клише, а при наличии в нем штриховых графических элементов предпочтительнее применить ком­бинированную технику — автотипия и штрих.
Возможны, правда, редко встречающиеся случаи печати издания в две краски, например применение в тексте дуплекса (светлая краска печатается первой) или печать иллюстраций с подкладным фоном, причем оттенок этого фона может меняться для разных листов (изо­бражение пейзажей, явлений производственной жизни, объектов и т. п.) или, наконец, цветное окаймление рисунков (что вообще не­удачно по причине недостаточного использования цветной краски).
Наконец, применение трех- и четырехцветки и в большинстве случаев дуплекса предусматривает введение их в издание вклейками, что позволяет подобрать для их печати либо высокоглазированную бу­магу (14—16° по Кизеру), либо меловую бумагу (16—18° по Кизеру).
Линиатура растра в первую очередь определяется характером самого оригинала, степенью детализации его элементов, необходимой степенью точности его передачи. Чем точнее должен быть передан оригинал, чем больше деталей изображения должно быть воспроиз­ведено, тем линиатура растра должна быть больше (т. е. сетка мельче). Технические рисунки в зависимости от степени детализации тре­буют нормальной линиатуры в пределах 34—48 линий; для некото­рых видов технических рисунков с незначительной детализацией при ротационной печати можно допустить понижение линиатуры до 30 ли­ний. Документальная иллюстрация требует более высокой линиатуры— 40—70 линий в зависимости от детализации оригинала и степени точ­ности передачи изображения. Фотомонтаж и художественный рисунок могут быть даны в линиатуре любых размеров в зависимости от по­требностей оригинала и способа печати; пределы —30—60 линий.
Существующим стандартом « Форматы и заверстка клише и применение растров в книжно-журнальных изданиях» (ВЕСТ № 9) опре­делен выбор способа репродукции для различных типов изданий в случае их воспроизведения высокой печатью; приводим эту таб­лицу с некоторыми редакционными поправками. одна графа, касающаяся иенормируемых стандартом изданий.
 
Подготовка графического материала
 
Как указывалось выше, линиатура растра должна быть также поста­влена в зависимость от отделки бумаги, предназначенной для печати, и от типа применяющихся для печати машин. Упомянутым стан­дартом предусмотрена указанная связь и дана в виде таблицы:
Подготовка графического материала
 
В заключение нужно заметить, что линиатура растра в пределах одного и того же издания для различных автотипий должна быть одна и та же за исключением автотипий, идущих вклейками, где растр может быть отличным от примененного для автотипий, поме­щаемых среди текста.
Выбор способа репродукции, вплоть до установления линиатуры растра, надлежит фиксировать в приведенной нами выше ведомости.