Предисловие

Предисловие, не являясь основным текстом издания, иногда играет в нем не меньшую роль, чем основной текст. В любом случае редак­ционное, авторское или специальное предисловие характеризует книгу, давая почти всегда определенные установки читателю в отношении данного издания, сообщает часто существенный материал, связанный с книгой.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор пре­дисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в худо­жественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др.

Предисловие, не являясь основным текстом издания, иногда играет в нем не меньшую роль, чем основной текст. В любом случае редак­ционное, авторское или специальное предисловие характеризует книгу, давая почти всегда определенные установки читателю в отношении данного издания, сообщает часто существенный материал, связанный с книгой.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор пре­дисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в худо­жественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др. Между тем именно в такого рода изданиях предисловие приобретает особо важное значение. Набор мелким шрифтом, в частности петитом, заметно понижает читаемость пре­дисловия, так как в больших дозах петит вообще читается с до­статочно сильным напряжением. Даже в научной литературе, рас­считанной на читателя высокой квалификации, где предисловие, набранное мелким шрифтом, будет все-таки прочитано, лучше наби­рать его шрифтом основного текста. Набор предисловий петитом — это скверная традиция, до сих пор используемая в ряде наших изда­ний. Этот прием в ряде случаев вреден и нелогичен, так как, если признать важность и актуальность предисловия, будет нелепо умень­шать кегль шрифта и снижать оформлением ударность и ценность этого материала.
Можно указать на одно общее правило, связанное с оформлением предисловия. Предисловие в большинстве изданий не должно быть оформлено менее сильно и четко, чем основной текст издания. Исключением из этого правила может служить научная, официально-
документальная литература, программно-методическая литература, где по ряду соображений технического порядка предисловие при значительном его объеме может быть набрано более мелким шриф­том. Но и здесь следует учитывать содержание предисловия, его реальную значимость.
Предисловие (авторское или редакционное) в большинстве изданий следует набирать тем же шрифтом, которым набран основной текст издания. При наличии предисловия, имеющего особо актуальное зна­чение, оно может быть оформлено более ударно, чем основной текст издания. Элементарным приемом в этом направлении может явиться разбивка на шпоны или, изредка, увеличение кегля.
Могут быть применены и более сильные приемы шрифтового оформления. Предисловие, например, может быть набрано четким полужирным шрифтом (рубленый, полужирный гротеск), с разбивкой на шпоны. При применении полужирного шрифта кегль его можег быть понижен, так как полужирный петит оказывается графически сильнее светлого корпуса, а при некотором понижении кегля полу­жирного шрифта значительно выигрывает внешность страницы. Это замечание следует учесть лишь в отношении изданий, имеющих небольшие по объему предисловия, так как в больших порциях полужирные шрифты, так же как и петит, трудны для глаза.
В тесной связи с вопросом о наборе предисловия стоит вопрос об оформлении вводной статьи, иногда заменяющей предисловие, а иногда помещаемой в издании наряду с предисловием. Вводные статьи часто бывают значительно большего размера, чем предисло­вия, и, помимо установочной части, содержат в себе различного рода исторический, критический и т. п. материал, связанный с изданием. Приемы оформления, намеченные выше для предисловия, в основном могут быть применены и в отношении вводных статей, за исключе­нием набора полужирным (значительный объем вводных статей).
При наличии внутри предисловия или вводной статьи элементов текста, подлежащих выделению, применяются приемы выделения.
Помещенные в конце предисловия или вводной статьи фамилии автора или редактора обычно набираются светлым своим курсивом не выше кегля шрифта, которым набирается предисловие или ввод­ная статья. Встречающиеся указания на год, месяц и число напи­сания предисловия принято набирать прямым пониженного кегля. При наборе предисловия полужирным подпись и даты следует, конечно, также набирать полужирными шрифтами.
Предисловие помещается в книге непосредственно за титулом, со следующей нечетной полосы со спуска, если только между титулом и предисловием не будет заверстано оглавление, последнее однако делать не рекомендуется.
Иногда в изданиях помещается несколько предисловий. Так, напри­мер, очень часто в повторные издания помещается предисловие не только к данному изданию, но и к предыдущему. Если, например,
книга издается третьим изданием, то в ней, в ряде случаев, поме­щается не только предисловие к третьему изданию, но и к первому и ко второму. Предисловия к ранее вышедшим изданиям следует помещать в тех случаях, когда они имеют существенное значение для читателя. Не следует этот прием — помещение нескольких пре­дисловий— превращать в обязательную традицию, как это делают некоторые авторы и редакторы, считающие своей «обязанностью» в любом случае переиздания помещать в нем предисловия ко всем предыдущим изданиям.
В тех случаях, когда в издание вводится несколько предисловий, прежде всего помещается предисловие к данному изданию, а затем — предисловия к более ранним изданиям. Если же наиболее важное значение для издания имеет не последнее предисловие, а одно из предыдущих, то это последнее заверстывается в начале, а за ним уже остальные предисловия.
Предисловие, имеющее особо важное значение, может быть офор­млено более ударно, чем последующие. Вообще оформление преди­словия, помещаемого первым, может несколько отличаться от офор­мления последующих предисловий.
Иногда предисловие бывает чрезвычайно кратким, содержащим лишь несколько строк текста. В этом случае, в целях придания предисловию большей графической выразительности, с одновременным заполнением полосы, его можно набирать на более узкий формат по сравнению с остальными частями издания.
Иногда в конце .издания помещается послесловие. Послесловие бывает обычно двух видов: 1) непосредственное продолжение текста —-концовка произведения; 2) критическая статья по поводу книги. В первом случае послесловие оформляется как основной текст издания. При наличии послесловия второго вида его оформление определяется всем тем, что говорилось относительно предисловия. Исключение могут составлять те издания, в отношении которых можно признать допустимым набор предисловия пониженным кеглем. Следует отметить, что помещение указанных материалов в конце издания диктуется вовсе не их второстепенным значением, а большей частью как особенностями самого произведения (по содержанию и методу построения), так и содержанием и методическим построением после­словия или заключительной статьи. Поэтому не исключается возмож­ность и необходимость более ударного оформления этих материалов в соответствии с указанными приемами оформления предисловия, о которых говорилось выше.