Предисловие, не являясь основным текстом издания, иногда играет в нем не меньшую роль, чем основной текст. В любом случае редакционное, авторское или специальное предисловие характеризует книгу, давая почти всегда определенные установки читателю в отношении данного издания, сообщает часто существенный материал, связанный с книгой.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор предисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в художественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор предисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в художественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др.
Предисловие, не являясь основным текстом издания, иногда играет в нем не меньшую роль, чем основной текст. В любом случае редакционное, авторское или специальное предисловие характеризует книгу, давая почти всегда определенные установки читателю в отношении данного издания, сообщает часто существенный материал, связанный с книгой.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор предисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в художественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др. Между тем именно в такого рода изданиях предисловие приобретает особо важное значение. Набор мелким шрифтом, в частности петитом, заметно понижает читаемость предисловия, так как в больших дозах петит вообще читается с достаточно сильным напряжением. Даже в научной литературе, рассчитанной на читателя высокой квалификации, где предисловие, набранное мелким шрифтом, будет все-таки прочитано, лучше набирать его шрифтом основного текста. Набор предисловий петитом — это скверная традиция, до сих пор используемая в ряде наших изданий. Этот прием в ряде случаев вреден и нелогичен, так как, если признать важность и актуальность предисловия, будет нелепо уменьшать кегль шрифта и снижать оформлением ударность и ценность этого материала.
Можно указать на одно общее правило, связанное с оформлением предисловия. Предисловие в большинстве изданий не должно быть оформлено менее сильно и четко, чем основной текст издания. Исключением из этого правила может служить научная, официально-
документальная литература, программно-методическая литература, где по ряду соображений технического порядка предисловие при значительном его объеме может быть набрано более мелким шрифтом. Но и здесь следует учитывать содержание предисловия, его реальную значимость.
Предисловие (авторское или редакционное) в большинстве изданий следует набирать тем же шрифтом, которым набран основной текст издания. При наличии предисловия, имеющего особо актуальное значение, оно может быть оформлено более ударно, чем основной текст издания. Элементарным приемом в этом направлении может явиться разбивка на шпоны или, изредка, увеличение кегля.
Могут быть применены и более сильные приемы шрифтового оформления. Предисловие, например, может быть набрано четким полужирным шрифтом (рубленый, полужирный гротеск), с разбивкой на шпоны. При применении полужирного шрифта кегль его можег быть понижен, так как полужирный петит оказывается графически сильнее светлого корпуса, а при некотором понижении кегля полужирного шрифта значительно выигрывает внешность страницы. Это замечание следует учесть лишь в отношении изданий, имеющих небольшие по объему предисловия, так как в больших порциях полужирные шрифты, так же как и петит, трудны для глаза.
В тесной связи с вопросом о наборе предисловия стоит вопрос об оформлении вводной статьи, иногда заменяющей предисловие, а иногда помещаемой в издании наряду с предисловием. Вводные статьи часто бывают значительно большего размера, чем предисловия, и, помимо установочной части, содержат в себе различного рода исторический, критический и т. п. материал, связанный с изданием. Приемы оформления, намеченные выше для предисловия, в основном могут быть применены и в отношении вводных статей, за исключением набора полужирным (значительный объем вводных статей).
При наличии внутри предисловия или вводной статьи элементов текста, подлежащих выделению, применяются приемы выделения.
Помещенные в конце предисловия или вводной статьи фамилии автора или редактора обычно набираются светлым своим курсивом не выше кегля шрифта, которым набирается предисловие или вводная статья. Встречающиеся указания на год, месяц и число написания предисловия принято набирать прямым пониженного кегля. При наборе предисловия полужирным подпись и даты следует, конечно, также набирать полужирными шрифтами.
Предисловие помещается в книге непосредственно за титулом, со следующей нечетной полосы со спуска, если только между титулом и предисловием не будет заверстано оглавление, последнее однако делать не рекомендуется.
Иногда в изданиях помещается несколько предисловий. Так, например, очень часто в повторные издания помещается предисловие не только к данному изданию, но и к предыдущему. Если, например,
книга издается третьим изданием, то в ней, в ряде случаев, помещается не только предисловие к третьему изданию, но и к первому и ко второму. Предисловия к ранее вышедшим изданиям следует помещать в тех случаях, когда они имеют существенное значение для читателя. Не следует этот прием — помещение нескольких предисловий— превращать в обязательную традицию, как это делают некоторые авторы и редакторы, считающие своей «обязанностью» в любом случае переиздания помещать в нем предисловия ко всем предыдущим изданиям.
В тех случаях, когда в издание вводится несколько предисловий, прежде всего помещается предисловие к данному изданию, а затем — предисловия к более ранним изданиям. Если же наиболее важное значение для издания имеет не последнее предисловие, а одно из предыдущих, то это последнее заверстывается в начале, а за ним уже остальные предисловия.
Предисловие, имеющее особо важное значение, может быть оформлено более ударно, чем последующие. Вообще оформление предисловия, помещаемого первым, может несколько отличаться от оформления последующих предисловий.
Иногда предисловие бывает чрезвычайно кратким, содержащим лишь несколько строк текста. В этом случае, в целях придания предисловию большей графической выразительности, с одновременным заполнением полосы, его можно набирать на более узкий формат по сравнению с остальными частями издания.
Иногда в конце .издания помещается послесловие. Послесловие бывает обычно двух видов: 1) непосредственное продолжение текста —-концовка произведения; 2) критическая статья по поводу книги. В первом случае послесловие оформляется как основной текст издания. При наличии послесловия второго вида его оформление определяется всем тем, что говорилось относительно предисловия. Исключение могут составлять те издания, в отношении которых можно признать допустимым набор предисловия пониженным кеглем. Следует отметить, что помещение указанных материалов в конце издания диктуется вовсе не их второстепенным значением, а большей частью как особенностями самого произведения (по содержанию и методу построения), так и содержанием и методическим построением послесловия или заключительной статьи. Поэтому не исключается возможность и необходимость более ударного оформления этих материалов в соответствии с указанными приемами оформления предисловия, о которых говорилось выше.
Содержание предисловия, его установка, наконец — автор предисловия определяют удельный вес данного элемента книги.
Все сказанное в значительной степени определяет и принципы оформления предисловия. Часто предисловие, а иногда и вводная статья, его заменяющая, набираются петитом. Следует признать во многих случаях этот прием неправильным. Читаемость предисловий и вводных статей бывает в большинстве изданий несколько ниже, чем читаемость основного текста. Особенно это имеет место в художественной, научно-популярной, документальной литературе (письма, мемуары) и др. Между тем именно в такого рода изданиях предисловие приобретает особо важное значение. Набор мелким шрифтом, в частности петитом, заметно понижает читаемость предисловия, так как в больших дозах петит вообще читается с достаточно сильным напряжением. Даже в научной литературе, рассчитанной на читателя высокой квалификации, где предисловие, набранное мелким шрифтом, будет все-таки прочитано, лучше набирать его шрифтом основного текста. Набор предисловий петитом — это скверная традиция, до сих пор используемая в ряде наших изданий. Этот прием в ряде случаев вреден и нелогичен, так как, если признать важность и актуальность предисловия, будет нелепо уменьшать кегль шрифта и снижать оформлением ударность и ценность этого материала.
Можно указать на одно общее правило, связанное с оформлением предисловия. Предисловие в большинстве изданий не должно быть оформлено менее сильно и четко, чем основной текст издания. Исключением из этого правила может служить научная, официально-
документальная литература, программно-методическая литература, где по ряду соображений технического порядка предисловие при значительном его объеме может быть набрано более мелким шрифтом. Но и здесь следует учитывать содержание предисловия, его реальную значимость.
Предисловие (авторское или редакционное) в большинстве изданий следует набирать тем же шрифтом, которым набран основной текст издания. При наличии предисловия, имеющего особо актуальное значение, оно может быть оформлено более ударно, чем основной текст издания. Элементарным приемом в этом направлении может явиться разбивка на шпоны или, изредка, увеличение кегля.
Могут быть применены и более сильные приемы шрифтового оформления. Предисловие, например, может быть набрано четким полужирным шрифтом (рубленый, полужирный гротеск), с разбивкой на шпоны. При применении полужирного шрифта кегль его можег быть понижен, так как полужирный петит оказывается графически сильнее светлого корпуса, а при некотором понижении кегля полужирного шрифта значительно выигрывает внешность страницы. Это замечание следует учесть лишь в отношении изданий, имеющих небольшие по объему предисловия, так как в больших порциях полужирные шрифты, так же как и петит, трудны для глаза.
В тесной связи с вопросом о наборе предисловия стоит вопрос об оформлении вводной статьи, иногда заменяющей предисловие, а иногда помещаемой в издании наряду с предисловием. Вводные статьи часто бывают значительно большего размера, чем предисловия, и, помимо установочной части, содержат в себе различного рода исторический, критический и т. п. материал, связанный с изданием. Приемы оформления, намеченные выше для предисловия, в основном могут быть применены и в отношении вводных статей, за исключением набора полужирным (значительный объем вводных статей).
При наличии внутри предисловия или вводной статьи элементов текста, подлежащих выделению, применяются приемы выделения.
Помещенные в конце предисловия или вводной статьи фамилии автора или редактора обычно набираются светлым своим курсивом не выше кегля шрифта, которым набирается предисловие или вводная статья. Встречающиеся указания на год, месяц и число написания предисловия принято набирать прямым пониженного кегля. При наборе предисловия полужирным подпись и даты следует, конечно, также набирать полужирными шрифтами.
Предисловие помещается в книге непосредственно за титулом, со следующей нечетной полосы со спуска, если только между титулом и предисловием не будет заверстано оглавление, последнее однако делать не рекомендуется.
Иногда в изданиях помещается несколько предисловий. Так, например, очень часто в повторные издания помещается предисловие не только к данному изданию, но и к предыдущему. Если, например,
книга издается третьим изданием, то в ней, в ряде случаев, помещается не только предисловие к третьему изданию, но и к первому и ко второму. Предисловия к ранее вышедшим изданиям следует помещать в тех случаях, когда они имеют существенное значение для читателя. Не следует этот прием — помещение нескольких предисловий— превращать в обязательную традицию, как это делают некоторые авторы и редакторы, считающие своей «обязанностью» в любом случае переиздания помещать в нем предисловия ко всем предыдущим изданиям.
В тех случаях, когда в издание вводится несколько предисловий, прежде всего помещается предисловие к данному изданию, а затем — предисловия к более ранним изданиям. Если же наиболее важное значение для издания имеет не последнее предисловие, а одно из предыдущих, то это последнее заверстывается в начале, а за ним уже остальные предисловия.
Предисловие, имеющее особо важное значение, может быть оформлено более ударно, чем последующие. Вообще оформление предисловия, помещаемого первым, может несколько отличаться от оформления последующих предисловий.
Иногда предисловие бывает чрезвычайно кратким, содержащим лишь несколько строк текста. В этом случае, в целях придания предисловию большей графической выразительности, с одновременным заполнением полосы, его можно набирать на более узкий формат по сравнению с остальными частями издания.
Иногда в конце .издания помещается послесловие. Послесловие бывает обычно двух видов: 1) непосредственное продолжение текста —-концовка произведения; 2) критическая статья по поводу книги. В первом случае послесловие оформляется как основной текст издания. При наличии послесловия второго вида его оформление определяется всем тем, что говорилось относительно предисловия. Исключение могут составлять те издания, в отношении которых можно признать допустимым набор предисловия пониженным кеглем. Следует отметить, что помещение указанных материалов в конце издания диктуется вовсе не их второстепенным значением, а большей частью как особенностями самого произведения (по содержанию и методу построения), так и содержанием и методическим построением послесловия или заключительной статьи. Поэтому не исключается возможность и необходимость более ударного оформления этих материалов в соответствии с указанными приемами оформления предисловия, о которых говорилось выше.