Обычно в драматических произведениях используют светлую систему рубрикации, хотя нет никаких оснований для того, чтобы не употреблять полужирную или смешанную системы. Так, в зависимости от количества ступеней в рубрикации могут быть применены системы
1) светлая с использованием прописных шрифтов на кг. 12, 10, 8 и 10 разрядка строчной (или капитель), при условии, что шрифт и топография наименований действующих лиц будут подобраны так, чтобы они были связаны с рубрикацией в нисходящей последовательности;
2) смешанная с использованием полужирных прописных и строчных кг. 12, кг. 10, светлых прописных кг. 10 и кг. 8, кг. 10 капители и разрядки строчного;
3) полужирная с использованием прописных и строчных от кг. 12 до кг. 8.
Обычно в драматических произведениях используют светлую систему рубрикации, хотя нет никаких оснований для того, чтобы не употреблять полужирную или смешанную системы. Так, в зависимости от количества ступеней в рубрикации могут быть применены системы
1) светлая с использованием прописных шрифтов на кг. 12, 10, 8 и 10 разрядка строчной (или капитель), при условии, что шрифт и топография наименований действующих лиц будут подобраны так, чтобы они были связаны с рубрикацией в нисходящей последовательности;
2) смешанная с использованием полужирных прописных и строчных кг. 12, кг. 10, светлых прописных кг. 10 и кг. 8, кг. 10 капители и разрядки строчного;
3) полужирная с использованием прописных и строчных от кг. 12 до кг. 8.
При выборе системы шрифтов для рубрикации необходимо всегда учитывать шрифт, использованный для набора наименований действующих лиц, и наоборот. Нельзя, например, использовать для наименований петит прописной светлый на середину, если этот шрифт или более слабый сравнительно с ним употреблены для рубрикации. Точно так же нельзя использовать корпус строчной полужирный для наименований, выключенных на середину, если, скажем, в качестве одной из рубрик (последней) использован корпус светлый капитель.
Что касается указаний для постановки о времени и месте действия, то в отношении их размещения и выбора шрифтов большого разнообразия в возможностях не представляется. Употребляется обыкновенно набор на весь формат, без абзаца, шрифтом пониженного кегля против основного; концевая строка выключается на середину; при этом в случае набора драматических произведений петитом можно для этих указаний использовать и основной шрифт (г. е. петит) ввиду того, что нонпарель может оказаться слишком мелкой; наоборот, при наборе цицеро эти указания могут быть даны петитом. Здесь следует заметить, что при наборе цицеро в отношении выбора шрифта для ремарок представляются большие возможности, так как использованы могут быть и корпус и петит.
Отметим, наконец, что указания для постановки могут быть очень обширными и содержать разнородные сведения, например описание внешнего вида сцены, расположение действующих лиц на сцене к моменту начала действия, время действия, место действия; в этом случае необходимо разнохарактерные указания отделять друг от друга хотя бы пробелами, руководствуясь их содержанием. В иных случаях указания носят минимальный характер или они могут вообще отсутствовать; иногда они служат названиями сцен, картин, действий. В последнем случае рассматривают это название как одну из рубрик (примеры 14—17).
При выборе системы шрифтов для рубрикации необходимо всегда учитывать шрифт, использованный для набора наименований действующих лиц, и наоборот. Нельзя, например, использовать для наименований петит прописной светлый на середину, если этот шрифт или более слабый сравнительно с ним употреблены для рубрикации. Точно так же нельзя использовать корпус строчной полужирный для наименований, выключенных на середину, если, скажем, в качестве одной из рубрик (последней) использован корпус светлый капитель.
Что касается указаний для постановки о времени и месте действия, то в отношении их размещения и выбора шрифтов большого разнообразия в возможностях не представляется. Употребляется обыкновенно набор на весь формат, без абзаца, шрифтом пониженного кегля против основного; концевая строка выключается на середину; при этом в случае набора драматических произведений петитом можно для этих указаний использовать и основной шрифт (г. е. петит) ввиду того, что нонпарель может оказаться слишком мелкой; наоборот, при наборе цицеро эти указания могут быть даны петитом. Здесь следует заметить, что при наборе цицеро в отношении выбора шрифта для ремарок представляются большие возможности, так как использованы могут быть и корпус и петит.
Отметим, наконец, что указания для постановки могут быть очень обширными и содержать разнородные сведения, например описание внешнего вида сцены, расположение действующих лиц на сцене к моменту начала действия, время действия, место действия; в этом случае необходимо разнохарактерные указания отделять друг от друга хотя бы пробелами, руководствуясь их содержанием. В иных случаях указания носят минимальный характер или они могут вообще отсутствовать; иногда они служат названиями сцен, картин, действий. В последнем случае рассматривают это название как одну из рубрик (примеры 14—17).
Пример 14
ПЕРВЫЙ АКТ
Просторная комната, ведущая в сад; одна дверь на левой стороне, две на правой. Посредине комнаты круглый стол: вокруг него стулья; на столе лежат книги, журналы и газеты. На передней части сцены слева окно: около иего небольшой диван, перед диваном рабочим столик для шитья. В глувине сцены продолжение комнаты составляет небольшая открытая оранжереи с широкими стеклами. На правой стороне оранжереи выходная дверь в сад. Через стекла оранжереи виден мрачный ландшафт фьорда, затуманенный беспрерывным дождем.
Столяр Энгстранд стоит у двери, венущей в сад. Левая нога его несколько крива; под подошвой небольшая деревяшка. Ретина с пустой лейкой в руках удерживает его.
Регина (подавленным голосом). Чего тебе нужно? Не смей сюда ходить. С тебя каплет.
Пример 15
СЦЕНА II
ВВЕЧЕРУ 28-ГО АВГУСТА.
ВВЕЧЕРУ 28-ГО АВГУСТА.
Диванная в доме Загорскнных; дверь одна отворена в гостиную, другая в залу. Хозяйка Анна Николаевна; ее дочь Наталья Федоровна. — (Софья, княжна вскоре). Иные сидят, другие разговаривают стоя.
Бьет 8 часов.
А н н а Н и к о л а е в н а (одному из гостей). Были вы вчера у графа? там говорят…
Пример 16
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СЦЕНА I
СЦЕНА I
За столом мечут банк н понтируют. Кругом стоят.
Выход первый
Игроки, кн. Звездич, Казарнн и Шприх.
1-й понтер
Иван Ильич, позвольте мне поставить.
Пример 17
XVII
Площадь перед собором в Москве.
Народ.
Площадь перед собором в Москве.
Народ.
В приведенных примерах (14 —17) мы дали образцы различных сочетаний шрифтов для рубрикации, а также образцы указаний различной емкости и различного характера по содержанию.