Говоря о принципах типизированного оформления книги, следует обратить внимание на вопросы его экономики. Проблема технико-экономической целесообразности применения тех или иных приемов является чрезвычайно важным моментом при разработке вопросов оформления издательской продукции.
Говоря о принципах типизированного оформления книги, следует обратить внимание на вопросы его экономики. Проблема технико-экономической целесообразности применения тех или иных приемов является чрезвычайно важным моментом при разработке вопросов оформления издательской продукции.
Наряду с задачей выявления типа книги в ее оформлении перед издательствами ставится во всю ширину задача повышения качества и снижения себестоимости издательской продукции путем рационального технико-экономического назначения элементов издания. Правильное, рациональное с точки зрения экономики издания назначение формата полосы, размеров клише, назначение спусков, вгонка «хвостов» и уверстка книги в экономически целесообразное количество полос и ряд других моментов аналогичного порядка имеют громадное значение для правильного использования всех элементов оформления. Далее, большое значение приобретает экономное использование бумажных ресурсов, определяемое не только производственным использованием бумаги внутри полиграфического предприятия, но в значительной степени и экономичностью оформления. И именно эта сторона дела выявляет ряд дополнительных возможностей в смысле экономии бумаги. Наконец, значительная нагрузка полиграфических предприятий, а в отдельных случаях и известная ограниченность полиграфической базы, ставят требование наиболее экономного и рационального использования средств полиграфии для воспроизведения печатной продукции.
Имевшие место затруднения с бумагой и полиграфической базой способствовали появлению среди издательских работников своеобразной «теорийки», в основу которой клались исключительно указанные моменты экономики оформления. Ведущим моментом в оформлении книги выдвигалась его экономика. Принцип экономики возводился в единственный критерий правильности оформления изданий, и ему механически подчинялись все остальные, гораздо более важные стороны оформления.
Фетишизм чисто технической стороны книги, при абсолютном непонимании того, что такие факторы, как ограниченность бумажных лимитов и полиграфической базы, при всей их важности, отнюдь не являются ведущими в деле оформления издательской продукции, — характеризует эту теорию как сумму взглядов, ведущих к узкому технициму и делячеству. Совершенно ясно, что развитие бумажной промышленности и успешно проводимая реконструкция нашей полиграфической промышленности (освоение полиграфического машиностроения, строительство новых мощных предприя!ий, реконструкция старых и т. д.) колоссально расширяют возможности в области оформления издательской продукции.
Между тем практическое применение этих взглядов чисто деляческого экономизма приводило к тому, что в погоне за «экономией» настолько «рационально» использовалась площадь страницы, что книги выходили почти без полей, причем эти явления подкреплялись соответствующими теоретическими обоснованиями. В таких условиях, например, массовая книжка, рассчитанная на малоподготовленного читателя, набиралась петитом без шпон, вследствие чего резко снижалась доходчивость издания.
С этим надо бороться, но надо помнить о необходимости бороться еще и с другим явлением — с неэкономным расходованием бумаги, наблюдавшимся в течение последних нескольких лет.
Вопрос об экономии бумаги за счет оформления специально разрабатывался Научно-исследовательским институтом полиграфической и издательской промышленности ОГИЗа; им была организована в Москве специальная выставка, давшая весьма показательный материал в этой области. Выставка наглядно показала, что наряду с издательствами, сравнительно нормально тратившими бумагу, имелся ряд издательств, которые на неэкономном оформлении теряли от 20 до 40°/0 печатной бумаги. Значительные потери бумаги получались в силу неправильного выбора формата и доли бумаги, а также формата полос. Эти потери вызывались, главным образом, нарушением имеющихся стандартов, о которых говорилось выше. Неумелое и неправильное использование имеющегося шрифтового ассортимента также давало известный перерасход бумаги..
Наконец, вопросы верстки, в частности злоупотребление шмуц-и контртитулами, преувеличенными впусками, отбивками и т. д., дали также в результате излишнее расходование бумаги. Последнее замечание говорит не о том, что не следует применять шмуцтитулы и т. д , а лишь о том, что не следует злоупотреблять этим и без нужды вводить в издание излишнее количество указанных элементов.
Выставка показала, что необходимо и возможно более экономно оформлять книги без всякого ущерба для качества издания, а в отдельных случаях даже повышая это качество.
Именно по этому пути и должны итти наши оформители изданий.
Проблемы экономики оформления являются и будут являться чрезвычайно важным моментом в работе технических редакций. На эту сторону дела надо обратить самое серьезное внимание. Однако, при всей их важности, эти моменты все же не являются основными. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что экономичность оформления отнюдь не должна итти за счет его технического и художественного качества. Более того, экономичность оформления должна улучшать качество оформления изданий. Экономичное оформление, снижающее качество издания, недопустимо.
Политическая сторона оформления, принцип наиболее целесообразного выявления типа книги, наконец художественные особенности — вот что должно явиться ведущим моментом в работе по оформлению, и лишь в полной увязке с этим должна проводиться борьба за экономичность оформления книги.
Наряду с задачей выявления типа книги в ее оформлении перед издательствами ставится во всю ширину задача повышения качества и снижения себестоимости издательской продукции путем рационального технико-экономического назначения элементов издания. Правильное, рациональное с точки зрения экономики издания назначение формата полосы, размеров клише, назначение спусков, вгонка «хвостов» и уверстка книги в экономически целесообразное количество полос и ряд других моментов аналогичного порядка имеют громадное значение для правильного использования всех элементов оформления. Далее, большое значение приобретает экономное использование бумажных ресурсов, определяемое не только производственным использованием бумаги внутри полиграфического предприятия, но в значительной степени и экономичностью оформления. И именно эта сторона дела выявляет ряд дополнительных возможностей в смысле экономии бумаги. Наконец, значительная нагрузка полиграфических предприятий, а в отдельных случаях и известная ограниченность полиграфической базы, ставят требование наиболее экономного и рационального использования средств полиграфии для воспроизведения печатной продукции.
Имевшие место затруднения с бумагой и полиграфической базой способствовали появлению среди издательских работников своеобразной «теорийки», в основу которой клались исключительно указанные моменты экономики оформления. Ведущим моментом в оформлении книги выдвигалась его экономика. Принцип экономики возводился в единственный критерий правильности оформления изданий, и ему механически подчинялись все остальные, гораздо более важные стороны оформления.
Фетишизм чисто технической стороны книги, при абсолютном непонимании того, что такие факторы, как ограниченность бумажных лимитов и полиграфической базы, при всей их важности, отнюдь не являются ведущими в деле оформления издательской продукции, — характеризует эту теорию как сумму взглядов, ведущих к узкому технициму и делячеству. Совершенно ясно, что развитие бумажной промышленности и успешно проводимая реконструкция нашей полиграфической промышленности (освоение полиграфического машиностроения, строительство новых мощных предприя!ий, реконструкция старых и т. д.) колоссально расширяют возможности в области оформления издательской продукции.
Между тем практическое применение этих взглядов чисто деляческого экономизма приводило к тому, что в погоне за «экономией» настолько «рационально» использовалась площадь страницы, что книги выходили почти без полей, причем эти явления подкреплялись соответствующими теоретическими обоснованиями. В таких условиях, например, массовая книжка, рассчитанная на малоподготовленного читателя, набиралась петитом без шпон, вследствие чего резко снижалась доходчивость издания.
С этим надо бороться, но надо помнить о необходимости бороться еще и с другим явлением — с неэкономным расходованием бумаги, наблюдавшимся в течение последних нескольких лет.
Вопрос об экономии бумаги за счет оформления специально разрабатывался Научно-исследовательским институтом полиграфической и издательской промышленности ОГИЗа; им была организована в Москве специальная выставка, давшая весьма показательный материал в этой области. Выставка наглядно показала, что наряду с издательствами, сравнительно нормально тратившими бумагу, имелся ряд издательств, которые на неэкономном оформлении теряли от 20 до 40°/0 печатной бумаги. Значительные потери бумаги получались в силу неправильного выбора формата и доли бумаги, а также формата полос. Эти потери вызывались, главным образом, нарушением имеющихся стандартов, о которых говорилось выше. Неумелое и неправильное использование имеющегося шрифтового ассортимента также давало известный перерасход бумаги..
Наконец, вопросы верстки, в частности злоупотребление шмуц-и контртитулами, преувеличенными впусками, отбивками и т. д., дали также в результате излишнее расходование бумаги. Последнее замечание говорит не о том, что не следует применять шмуцтитулы и т. д , а лишь о том, что не следует злоупотреблять этим и без нужды вводить в издание излишнее количество указанных элементов.
Выставка показала, что необходимо и возможно более экономно оформлять книги без всякого ущерба для качества издания, а в отдельных случаях даже повышая это качество.
Именно по этому пути и должны итти наши оформители изданий.
Проблемы экономики оформления являются и будут являться чрезвычайно важным моментом в работе технических редакций. На эту сторону дела надо обратить самое серьезное внимание. Однако, при всей их важности, эти моменты все же не являются основными. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что экономичность оформления отнюдь не должна итти за счет его технического и художественного качества. Более того, экономичность оформления должна улучшать качество оформления изданий. Экономичное оформление, снижающее качество издания, недопустимо.
Политическая сторона оформления, принцип наиболее целесообразного выявления типа книги, наконец художественные особенности — вот что должно явиться ведущим моментом в работе по оформлению, и лишь в полной увязке с этим должна проводиться борьба за экономичность оформления книги.